О Р Е Л И Г И Я Х
Когда-то давно, ещё в детстве, я думала, если бог один, почему одни люди верят в Христа, другие – в другого Бога. Как же так? Не может одна вера быть правильной, а все остальные нет. Потом, повзрослев, я стала считать, что в каждой момент времени требовался определенный Аспект Нисхождения Всевышнего, и именно это и осуществлялось на Земле. Так и приходили индуизм, христианство, ислам…
А сейчас, когда Шри Ауробиндо и Мать являются опорой моего сознания, в Агенде Матери, я получила ответ на этот вопрос во всей полноте. (Точно так же было и про сон. Я никогда не понимала, что это такое, сколько ни читала всяких объяснений по этому поводу. И только когда в беседах Матери с учениками, прочитала, что такое сон, все встало на свои места.)
Белая Мышка.
Из беседы Матери с Сатпремом.
12 АВГУСТА 1967 ГОДА
Агенда, том 8.
(Мать наталкивается на заметку, которую она сделала по поводу христианства, и которую она прокомментировала 29 июля.)
Христианство боготворит страдание, чтобы сделать его инструментом земного спасения.
Ты знаешь, это пришло ко мне как открытие… Вся религия, вместо того, чтобы быть виденной вот так [жест снизу], была видена так [жест свыше]… Вот что я имею здесь в виду: обычная идея христианства состоит в том, что сын (используя их язык), «сын Бога» пришел на землю с посланием (посланием любви, единства, братства и милосердия); а земля, то есть, правящие классы, которые были не готовы, распяли его, а его «Отец», всевышний Господь, позволил распять его, чтобы его распятие имело силу спасти мир. Вот как они видят христианство, это самая понятная идея — подавляющее большинство христиан не понимают что-либо еще, но я имею в виду, что среди них могут быть, возможно, могут быть (среди кардиналов, например, кто изучал оккультизм и более глубокие символы) некоторые, кто понимает немного лучше… как бы там ни было. Но согласно моему видению [Мать указывает на свою заметку о христианстве], это произошло на той стадии истории эволюции земли, когда человеческая раса, человеческий вид, начал задавать вопросы и протестовать против страдания, которое было необходимо для того, чтобы более сознательно всплыть из инерции (это очень ясно в животных, это уже стало очень ясно: страдание было средством заставить их всплыть из инерции), но человек, с другой стороны, вышел за пределы этой стадии и стал протестовать против страдания и, конечно, также против Силы, которая допускает и, возможно, использует (возможно, использует, согласно его уму) это страдание в качестве средства господства. Так что вот место христианства… Перед ним уже была довольно долгая история земли — не надо забывать, что перед христианством был индуизм, который принимал, что все, включая разрушение, страдание, смерть и бедствия, является частью Божественного, одного Бога (это образ Гиты: Бог, «поглощающий» мир и его творения). Это было здесь, в Индии. Был и Будда, который, с другой стороны, ужасался от страдания во всех его формах, от распада во всех его формах, от непостоянства всех вещей, и в попытке найти средство избавления от этого, пришел к выводу, что единственное настоящее средство — это исчезновение творения… Такова была земная ситуация, когда пришло христианство. Так что перед ним был целый период, и изрядное число людей стало протестовать против страдания и пытаться убежать от него такими способами. Другие обожествляли его и тем самым терпели его как неизбежное бедствие. Затем возникла необходимость принести на землю понятие обожествленного, божественного страдания, божественного страдания как всевышнего средства заставить все человеческое сознание всплыть из Несознания и Неведения и повести его к реализации божественного блаженства, но не отвергая сотрудничество с жизнью, а в самой жизни: принимая страдание (распятие) в самой жизни как средство преображения, чтобы вести человеческие существа и все творение к божественному Истоку.
Это дает место всем религиям в развитии от Несознательного к божественному Сознанию.
Это не просто маленькая заметка, сделанная мимоходом: это видение. Всегда можно представить это как что-то, постигнутое ментально, но это не так; это не то, но это было, если угодно, необходимостью в развитии. И это РАССТАВЛЯЕТ все по своим местам.
Ислам был возвращением к ощущению, красоте, гармонии в форме, а также узаконением ощущений и радости в красоте. С более высокой точки зрения это не было превосходящим, но с витальной точки зрения это было чрезвычайно мощным, и именно это дало исламу такую силу распространяться, захватывать, брать, господствовать. Но то, что они сделали, прекрасно — все их искусство великолепно! великолепно. Это был расцвет прекрасного… А затем были другие — все это приходит одно за другим. И все это, каждая религия приходила как этап в развитии и в связи с Божественным, чтобы вести сознание к единству, которое является полнотой, а не отвлечением от одной реальности, чтобы обрести другую. Именно необходимость в полноте, целостности, приводила к тому, что религии появлялись вот так, одна за другой.
Виденное вот так, это очень интересно.
Вместо того, чтобы быть виденным снизу, это было вдруг целостное видение с высочайшей высоты того, как это было организовано с таким ясным сознанием, такой ясной волей, и каждая вещь приходила как раз тогда, когда она была необходима, так чтобы ничто не ускользнуло от внимания, и все могло войти, всплыть из этого Несознания и становиться все более сознательным… И вот так, в этой грандиозной истории, земной истории, христианство занимает свое место — свое законное место. Это вдвойне превосходно: для тех, кто пренебрегал им, его ценность была восстановлена, а тех, кто думал, что это единственная истина, это заставляет думать, что это лишь один из элементов целого. Вот так.
Вот почему это меня заинтересовало — это было результатом видения, и это видение пришло из-за того, что я стала заниматься религиями (снова заниматься, по правде говоря, потому что в свое время эта тема была мне очень знакома), и когда мне задали вопрос о израильтянах и мусульманах, я посмотрела и сказала: «Вот их место. Вот их место и смысл существования». Затем, как-то, я сказала себе: «Смотри-ка, точно! Виденное вот так, это очевидно: христианство как реабилитация страдания в качестве средства развития сознания.»
И тогда фраза Шри Ауробиндо обретает всю свою значимость… Христианство пришло из-за того, что люди протестовали против боли и хотели убежать от мира, чтобы убежать от боли… а затем, спустя годы и с развитием, люди полюбили страдание! И поскольку они его любят (смотри, как фраза Шри Ауробиндо становится ясной): «Христос все еще висит на кресте в Иерусалиме.» Это обретает свой полный смысл.
Мать и Шри Ауробиндо о религии
...Высшая духовность парит в свободном, безграничном пространстве, гораздо выше начальной
стадии поисков, направляемой религиозными формами и догмами; подлинная духовность с трудом выносит
эти ограничения и, даже приняв их, все равно выходит за их пределы, ибо живет опытом, недоступным
формально религиозному уму. Но человек не сразу достигает этого высочайшего внутреннего подъема,
и если от него потребовать, чтобы он быстро достиг его, то он не достигнет его никогда. Ему
поначалу нужны крепкие подмости, ступени для подъема, он требует строительных лесов в виде догм,
богослужений, образов, знаков, форм, символов, некоторого самопотворства, допущения смешанных
мотиваций, на которые он может опереться, возводя в себе храм духа. Только после того, как храм
выстроен, можно убрать подмости и снять леса.
*******
...Западное сознание очень давно взлелеяло агрессивную и совершенно алогичную идею о единой
религии для всего человечества, универсальной в силу своей узости — единый набор догм,
единый культ, единая система церемоний, единый набор запретов, единое экклезиастическое таинство.
Этот тупоумный абсурд подается в качестве истинной религии, которую все должны принять под страхом
людских преследований и духовного отвержения на этом свете и страшной вечной божьей кары на том.
Нелепое порождение человеческого безрассудства,
в свою очередь породившее столько нетерпимости, жестокости, мракобесия и агрессивного фанатизма,
никогда не могло захватить свободный и гибкий ум Индии.
Шри Ауробиндо "Основы Индийской культуры"
Шри Ауробиндо о церкви
Церковь является организованным религиозным сообществом, и уж религия-то во всяком случае должна
быть субъективной; ибо сам смысл ее существования - там, где она не превратилась просто в
этическую доктрину, наделенную сверхъестественным авторитетом, - состоит в том, чтобы
помочь человеку обрести и реализовать душу. Тем не менее почти вся история религии - за исключением
эпохи ее основателей и их непосредственных последователей – была настойчивым утверждением объективного:
обрядов, церемоний, власти, церковных правительств, догм, внешних форм веры. Примером может служить
вся внешняя история религии в Европе, эта странная святотатственная трагикомедия разногласий,
кровопролитных споров, "религиозных" войн, гонений, государственных церквей и всего прочего,
что является прямым отрицанием духовной жизни. Лишь недавно люди начали всерьез задумываться над тем,
что есть на самом деле христианство, католицизм, ислам и каков их сокровенный смысл, т. е. подлинная
реальность и сущность.
Шри Ауробиндо "Человеческий цикл"
О реформаторстве
..Движение за
религиозную свободу в Европе отстаивало вначале ограниченное, а затем и
абсолютное право человека руководствуясь личным опытом и просветленным
разумом определять подлинный смысл священного Писания, подлинный
христианский ритуал и уклад церкви. Оно провозглашало свои требования с той
же страстью, с какой восставало против узурпации, притязаний и жестокости
церковной власти, которая претендовала на исключительное знание Писания и,
прибегая к моральному давлению и физическому насилию, стремилась навязать
непокорному индивидуальному сознанию свое собственное произвольное
толкование Слова Божия - если, конечно, последнее не превращалось в такой
трактовке совсем в другое, подменяющее его учение. В своих наиболее
сдержанных и умеренных формах восстание это породило такие компромиссы, как
неортодоксальные церкви; затем накалявшиеся страсти вызвали к жизни
кальвинистское пуританство; высочайшего же своего накала мятеж
индивидуальной религиозной мысли и воображения достиг, когда появились такие
секты, как анабаптисты, конгрегационалисты, социниане и бессчетное множество
других. На Востоке подобное движение, лишенное любого политического или (как
явно направленное против традиционной веры) общественного значения, могло
привести к появлению лишь отдельных религиозных реформаторов, просвещенных
святых, новым религиозным течениям с соответствующей культурной традицией и
общественной практикой; на Западе неизбежным и предопределенным следствием
этого движения стали атеизм и отделение церкви от государства. Поставив в
начале под сомнение конвенциональные формы религии, посредничество
священнослужителей между Богом и душой и подмену авторитета Священного
Писания авторитетом Папы, освобождающаяся мысль не могла не пойти дальше и
не усомниться в самом Писании, а затем и во всякой вере в
сверхъестественное, религиозной вере или сверхрациональной истине не меньше,
чем в формальной доктрине и институте церкви.
Шри Ауробиндо "Человеческий цикл"
Продолжение