РАЗДЕЛЫ
Существует семь центров сознания, или чакр:
- 1. Тысячелепестковый лотос в области макушки головы.
- 2. В центре лба — Аджна чакра (центр воли, внутреннего видения,
динамической мысли).
- 3. Горловой центр — выражающий разум.
- 4. Сердечный лотос — эмоциональный центр.
Психическое существо находится позади этого центра.
- 5. Область пупка — высший витал (витал как таковой).
- 6. Область ниже пупка — центр низшего витала.
- 7. Муладхара — центр физического сознания.
Все эти центры расположены вдоль вертикальной оси нашего тела,
и считается, что они связаны с позвоночником, но на самом деле они
находятся в тонком теле[...]. Тем не менее, когда внутреннее
сознание пробуждается, их активность ощущается так, словно они
располагаются и функционируют в физическом теле.
Шри Ауробиндо «Письма о йоге».
Схема строения человеческого сущеcтва
(составлена Шри Ауробиндо)
|
ОККУЛЬТНОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ВСЕЛЕННОЙ
Сверхъестественное есть то, природа чего нами пока еще не
постигнута, не познана, или силами чего мы еще не овладели. Жажда чуда,
присущая человеку, указывает на то, что восхождение его еще не завершено.
Шри Ауробиндо «Жизнь Божественная»
Мадам Теон не то чтобы научила, но дала мне указания: ты выходишь из тела, пробуждаешься в витальном мире (есть и промежуточные состояния, но они интересны только для исследования), из витального переходишь в ментальный мир (из витального тела надо выходить сознательно: ты покидаешь видимое витальное тело и выходишь в ментальный мир), а оттуда… Теоны употребляли другие слова, другую классификацию, но опыт от этого не менялся. Вот так последовательно мадам Теон меняла тела – двенадцать раз подряд переходила с одного уровня сознания на другой (она была великолепно «сформирована», то есть, организована), на каждом она осознавала, что находится вокруг нее, и могла это описать.
Я делала то же самое. Мне даже удалось достичь большей гибкости: я могла остановиться на любом уровне, сделать все, что собиралась, побродить там, осмотреться, изучить все вокруг и рассказать, что я вижу. Но я всегда останавливалась сразу после Бесформе6нным (так Теон называл Всевышнего, не имеющего формы), а Теон называл это «патетизмом». Варварское, но очень выразительное слово. С последнего уровня можно было перейти прямо в Бесформенное, то есть из тела выходить уже не требовалось, так как форма терялось: там заканчивались все возможные формы. В той области я переживала полное единство в некой сущности Любви, а Любовь – более плотное… Теон вечно говорил о «плотности»… проявление Этого, то есть чувства совершенного единства, причем формы, соответствующей одному из нижних миров, уже не было. Свет! Почти безупречно белый, но с легким розовато – золотым оттенком (слова здесь бессильны). Свет, Опыты были просто чудесны и, естественно, непередаваемы словами.
Теон говорил, что дальше идти не надо, потому что оттуда не возвращаются, но я как-то раз ослушалась его и с удивлением обнаружила, так сказать, «принцип» человеческой формы: он не имел ничего общего с человеком, во всяком случае, тем, что мы привыкли видеть, но все-таки это была форма, стоящая прямо на границе мира форм и Бесформенного. Это был как бы эталон*. Тогда я ни о чем подобном не слышала, тем более, что мадам Теон не сталкивалась с этим явлением – никто не сталкивался. Я почувствовала, что открыла тайну.
Когда я рассказала об этом Шри Ауробиндо, он заметил: «По всей видимости, это прототип супраментальной формы».
*) Под эталоном Мать подразумевает, очевидно, образец или архетип.
Агенда том 2, 7 ноября 1961 г.
В процессе практики йоги каждый центр имеет свое специфическое
психологическое предназначение, а также присущие ему природные
функции, которые и определяют весь спектр видов деятельности
каждого центра и типы энергий, которыми он управляет. Так, Муладхара
управляет физическим сознанием, вплоть до подсознания;
брюшной центр — Свадхистхана — управляет низшим
виталом; пупочный центр — Набхипадма или Манипура
— управляет собственно виталом и мощными витальными
энергиями; сердечный центр — Хритпадма или Анахата
— управляет эмоциональным существом; горловой центр —
Вишуддха — управляет выражающим и интерпретирующим
внешним разумом; межбровный центр — Аджначакра —
управляет динамическим разумом, волей, внутренним видением
и процессом создания ментальных формаций; тысячелепестковый
лотос — Сахасрадала) — находится над головой и управляет
высшим мыслящим разумом; этот лотос является также центром еще
более высокого озаренного разума, а на своей вершине открывается
плану Интуиции, через который (или же напрямую) осуществляется
связь или непосредственный контакт Верховного Разума со всеми
остальными планами.
Расположение чакр снизу вверх, следующие: (1) Муладхара или центр
физического сознания — 4 лепестка, красный цвет; (2) брюшной центр
( Свадхистхана) — 6 лепестков, насыщенный пурпурно красный цвет;
(3) пупочный центр ( Манипура) — 10 лепестков, фиолетовый цвет;
(4) сердечный центр ( Анахата) — 12 лепестков, золотисто розовый
цвет; (5) горловой центр ( Вишуддха) — 16 лепестков, серый цвет;
(6) межбровный центр ( Аджна) — 2 лепестка, белый цвет; (7) тысяче
лепестковый лотос над головой ( Сахасрара), голубой цвет с золотис
тым сиянием вокруг.
В нашей йоге функции этих центров описываются следующим
образом: (1) управляет физическим сознанием и подсознанием;
(2) управляет мелкими витальными движениями, порождая мелкие
желания и потребности, похоть, жажду мелких чувственных наслаждений;
(3) управляет более мощными витальными энергиями, страстями
и желаниями более высокого порядка; (4) управляет деятельностью
высшего эмоционального существа, за которым глубоко внутри скрыто
пребывает психическое существо; (5) управляет речью и всеми
внешними формами выражения ментальных движений и ментальных сил;
(6) управляет мышлением, волей, внутренним видением;
(7) управляет высшим мыслящим разумом и озаренным разумом,
а наверху открывается планам Интуиции и Высшего Разума. Иногда
седьмой центр отождествляют с мозгом, но это неверно, поскольку
мозг — это только средство связи [внутреннего сознания с внешним
миром], расположенное между тысячелепестковым и межбровным
центрами. Иногда тысячелепестковый лотос называют центром пустоты.
Во первых, потому что он расположен не в теле, а над
ним, в пространстве, кажущемся пустотой, а во-вторых — потому что
человек, поднимаясь в своем сознании на уровень этого центра, сначала
переживает пустоту и безмолвие своего высшего «Я» или духовного
существа.
Шри Ауробиндо «Письма о йоге».
|