КНИЖНАЯ ПОЛКА
СКАЧАТЬ КНИГИ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ.
- ТИШИНА, МИР, РАВНОВЕСИЕ.
- ВЕРА, УСТРЕМЛЕНИЕ,
ПРЕДАНИЕ СЕБЯ БОГУ.
- ЗАТРУДНЕНИЯ.
- ЖЕЛАНИЯ, ПИЩА, СЕКС.
- ФИЗИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.
- ПОДСОЗНАНИЕ. СОН И
СНОВИДЕНИЯ.
- ЗАБОЛЕВАНИЯ.
- ГЛОССАРИЙ.
Особенностью данного труда является
форма изложения в виде ответов на
наиболее часто встречающиеся вопросы
в практике Интегральной Йоги. При этом сами
вопросы отсутствуют. Впрочем, читателю
достаточно ЗНАКОМОМУ с трудами Шри Ауробиндо,
нетрудно сориентироваться по контексту.
Цитаты из книги.
Успокоение ума.
Первый шаг - это спокойный ум; безмолвие - последующий шаг,
но спокойствие уже должно быть при этом. А
под спокойным умом я подразумеваю внутреннее ментальное
сознание, которое видит мысли, вступающие в него и
переходящие с места на место, но само не ощущает, что это
оно думает и не отожествляет себя с мыслями, и не называет
их своими собственными.
Мысли, движения ума могут проходить через него подобно тому,
как появляются путники откуда-то из другого
места и проходят по тихой местности. Спокойный ум наблюдает
их или же не заботится о том, чтобы наблюдать их,
но и в том, и в другом случае он не становится активным и
не утрачивает своего спокойствия. Безмолвие больше спокойствия:
его можно достигнуть полным изгнанием мыслей из внутреннего ума,
сохраняя его безгласным или вовсе
сторонним; но легче оно устанавливается нисхождением
свыше - человек чувствует, как оно нисходит, вступает и
занимает или окружает личное сознание, которое тогда
стремится погрузится в безбрежное, безличное безмолвие.
Слова: МИР, СПОКОЙСТВИЕ, ПОКОЙ, БЕЗМОЛВИЕ
имеют каждое свой собственный оттенок значения, но их
нелегко определить.
Покой - это состояние, в котором нет никакого
беспокойства или волнения (acancalata).
Спокойствие - все еще не затронутое состояние, на которое не может повлиять никакое беспокойство - оно менее
негативно, чем покой (stlurata).
Мир - еще более позитивное состояние, оно несет с
собой чувство упрочившегося гармоничного покоя и
избавления (santi).
Безмолвие - это состояние, в котором нет никакого движения ума или витального, ничего нет, великое затишье,
которое не в состоянии нарушить или изменить никакое
поверхностное движение (nibcala niravata).
Сохраняйте спокойствие и не важно, если это на какое-то
время "пустое" спокойствие.
Желания
Сознание часто подобно сосуду,
Это верно, что простого подавления желания или
удержания его в подчинении недостаточно, и это само по
себе по-настоящему неэффективно, но это не означает также,
что желаниям следует потворствовать. Это значит, что
желания должны быть не просто подавлены, а извергнуты
из нашей природы. Вместо желания должна появиться
одна единственная наклонность - устремление к Богу.
Что до любви, то любовь должна быть исключительно
направлена к Богу. То, что люди называют этим именем,
является витальной подменой для совместного удовлетворения
желания, витального импульса или физического удовольствия.
Никакой подобной подмены не должно быть
между садхаками, ибо стремление к импульсу такого рода
или потворствование ему только уводит от садханы.
Весь принцин этой Йоги - отдать себя всецело Богу и ничему
и никому другому, низвести в себя благодаря единению с
Божественной Материнской Силой весь трансцедентальный свет,
силу, широту, мир, чистоту, сознание Истины и Ананду
супраментального Божественного. Следовательно, в этой
Йоге не может быть места для витальных
связей и витального обмена с другими. Всякая подобная
связь или взаимообмен сразу же привязывает душу к низшему
сознанию и к его низшей природе, препятствует подлинному и
полному единению с Богом и затрудняет как
восхождение к супраментальному Истинному сознанию,
так и нисхождение супраментальной Ишвари-Шакти. Еще
хуже, если бы этот взаимообмен принял форму половой
связи или полового наслаждения, даже если бы она была
свободна от всякого внешнего акта, потому что вещи эти
абсолютно запрещены в садхане. Нечего говорить, что
любой физический акт такого рода недопустим, но и любая
более утонченная форма исключается.
Только после того, как мы станем едины с супраментальной
Божественностью, мы можем найти свои подлинные духовные
отношения с другими в Боге; в такого рода
высоком единении грубое побуждение низшего витального
подобного типа не может иметь места.
Овладеть половым импульсом, стать настолько господином
полового центра, чтобы половая энергия увлекалась
вверх, а не выбрасывалась наружу и не растрачивалась,
означает, в действительночти, что сила, содержащаяся в семени,
может обратиться в первичную физическю энергию,
поддерживающую все прочие энергии в теле, в Оджас. Но
нет более серьезной ошибки, чем допустить примешивание
полового желания в его утонченной форме и смотреть на
это как на часть садханы. Это было бы самым эффективным
способом идти к духовному падению и выбрасывать в
атмосферу силы, которые блокируют супраментальное нисхождение,
вызывая вместо этого нисхождение враждебных витальных сил,
сеющих тревоги и беды. Это духовное
отклонение должно быть абсолютно отвергнуто, если возникает
тенденция его появления, и вычеркнуто из сознания,
если испытывают потребность в нисхождении
Истины и осуществлении работы.
Ошибочно воображать, что хотя физическая половая
деятельность должна быть оставлена, все же какая-то внутренняя
копия ее имеет отношение к преобразованию полового центра.
Действие половой животной энергии в Природе является механизмом
достижения определенной цели в
структуре материального творения в состоянии Неведения.
Но возбуждение витальности, которое его сопровождает, создает
в атмосфере наиболее благоприятную возможность и
вибрацию для вторжения тех самых витальных сил и сущностей,
все дело которых состоит в том, чтобы предотвратить
нисхождение супраментального Света. Связанное с
этим удовольствие является деградацией, а не подлинной
формой Божественной Ананды. Подлинно Божественная
Ананда на физическом плане отличается совсем иным качеством,
побуждением и сущностью. По своей сути проявление
ее зависит только от внутреннего единения с Богом;
мы говорили о Божественной Любви, но Божественная Любовь,
когда касается физического, не пробуждает грубых наклонностей
низшего витального; потворство им лишь оттолкнуло бы ее,
заставило бы вновь удалиться на высоту, с
которой уже довольно трудно низвести ее в грубость материального
творения, которое только она одна и может
преобразовать. Ищите Божественную Любовь через единственные
врата, через которые она согласна войти, врата
психической сущности, и отбросьте заблуждения низшего
витального.
Преобразование полового центра и его энергии необходимо
для физических сиддх (сил), ибо это опора в теле
для всех ментальных, витальных и физических сил нашей
природы. Он должен быть преобразован в массу и движение внутреннего
Света, творческой Силы, чистой Божественной Ананды.
Только привнесением супраментального
Света, Силы и Блаженства в этот центр можно преобразовать
его; что касается последующей работы, то именно
супраментальная Истина, творческое видение и воля
Божественой Матери будут определять ее. Но это будет
работа сознательной Истины, а не Мрака и Неведения, к
которым принадлежит половое желание и наслаждение;
это будет сила сохранения и свободного, не окрашенного
желанием излучения жизненных сил, а не их выбрасывание
и растрата. Избегайте воображать, будто супраментальная
жизнь будет лишь повышенным удовлетворением желаний
витального и телесного, ничто не может быть большим
препятствием для Истины при ее нисхождении, нежели эта
надежда на прославление животного в человеческой природе.
Ум желает, чтобы супраментальное состояние было подтверждением
его собственных, взлелеенных им идей и предубеждений;
витальность желает, чтобы оно было прославлением его
собственных желаний; физическая сторона желает,
чтобы оно было богатым продолжением ее собственных
удобств, наслаждений и привычек. Если бы это было так,
оно было бы лишь преувеличенным и чрезвычайно возвеличенным
завершением животной и человеческой природы, а не переходом
от человеческого к Божественному.
Опасно думать об отказе от всякого барьера, связанного с
различением и защитой от того, что стремится низойти в
вас. Подумайте, что это могло бы значить для вас, если то,
что нисходит, есть нечто, не являющееся Божественной
Истиной, а может быть даже враждебным. Враждебная
сила не могла бы и желать лучших условий для обретения
контроля над стремящимся. Только Материнскую Силу и
Божественную Истину следует допускать безо всяких барьеров.
И даже тут следует сохранить способность распознавания
для того, чтобы обнаружить все фальшивое, что приходит,
маскируясь под Силу Матери и Божественную Истину,
а также способность отвергать, чтобы отбросить всякую
примесь.
Сохраняйте веру в свою духовную судьбу, отходите от заблуждений
и шире откройте психическую сущность
прямому водительству Материнского Света и Силы. Если
центральная воля искренна, всякое признание ошибок
может стать ступенью к подлинному продвижению и более
высокому прогрессу.
В предыдущем письме я очень кратко изложил позицию
относительно полового импульса в Йоге. Здесь я могу
добавить, что мое заключение основывается не на кокой-либо
ментальной точке зрения, и не на предвзятой моральной
идее, но на доказательных фактах и наблюдениях и
опыте. Я не отрицаю, что пока допускают некоторое разделение
между внутренним опытом и внешним сознанием,
последнее остается как некая низшая активность,
контролируемая, но не преобразованная: вполне возможно
иметь духовное восприятие и развиваться без полного прекращения
половой активности. Ум отделяется от внешнего,
витального (жизненные части) и физического сознания и
живет собственной внутренней жизнью. Но лишь немногие
могут реально осуществлять это с некоей полнотой, и в тот
момент, когда восприятия распространяются на витальный
план и физическое, секс на этом пути дальше может не
рассматриваться. В некоторый момент это может привести
к беспокойству, действию нарушающей духовное равновесие
и деформирующей силы. Я наблюдал, как наравне с
"Эго" (гордыня, тщеславие, амбиции) и раджасической алчностью
и желаниями это является одной из главных причин
духовных катастроф, которые имеют место в садхане.
Попытка справиться с этим путем отделения без полного
исключения отбречена на провал. Пытаться же сублимировать, -
что предпочитают многие современные мистики в
Европе, - является слишком поспешным и рискованным
экспериментом. При этом когда соединяют секс и духовность,
происходит сильнейшее опустошение. Даже попытка сублимации
с обращением направленности к Богу, как
это имеет место в махура бхава Вайшнавы, несет с собой
серьезную опасность в результате неправильного обращения
или применения, так часто наблюдаемых в данном методе.
Во всяком случае в настоящей Йоге, в которой производится
не только поиск существенного опыта Божественного, но
и трансформация целиком всего существа и природы,
я нашел, что в садхане существует абсолютная необходимость
иметь стремление к полному господству над
сексуальной силой; в противном случае витальное сознание
пребывает в состоянии "мутной смеси", а неясность влияет
на чистоту одухотворенного ума и серьезно препятствует
обращению сил тела к Высшему. В рассматриваемой здесь
Йоге стремятся к полному подъему целиком всего низшего
или обычного сознания с целью соединения с духовным
сознанием, стоящим над ним, и к полному нисхождению
духовного (в конечном счете, супраментального) в
сознание, витальную часть и тело с целью их
трансформации. Полный подъем невозможен до тех пор,
пока сексуальные желания не перестанут блокировать путь;
нисхождение опасно, пока сексуальные желания в
витальном сильны. Ибо в некоторый момент неустраненное
и скрытое сексуальное желание может стать
причиной примеси, которая вызывает замедление
истинного нисхождения, использование энергий,
получаемых для иных целей, или направление всей
деятельности сознания на достижение ошибочных переживаний,
замутненных и обманчивых. Поэтому должно удалить
это препятствие с пути; в противном случае продвижение
к конечной цели в садхане не будет ни безопасным, ни свободным.
Точка зрения, проивоположная той, о которой вы говорите,
может исходить от той идеи, что секс является естественной
частью всего витального и физического человеческого существа,
потребностью вроде пищи и сна, и что
полный запрет на секс может привести к дисбалансу и
серьезным расстройствам. Известно, что подавление секса
во внешних проявлениях, потворство в другом отношении,
может приводить к расстройствам нервной системы и неприятностям,
связанным с умственными способностями.
На этом основана медицинская теория, которая отбивает
охоту к половому воздержанию. Однако я наблюдал, что
подобные вещи случаются лишь в тех случаях, когда
существует либо тайное потакание замене нормальной
половой активности на извращенную, либо даже потворство
этому в виде какого-либо утраченного стремления
витального свойства (с использованием воображения или
невидимого витального взаимообмена оккультного типа). Я
не думаю, чтобы можно было причинить какой-либо вред,
если прилагается подлинное духовное усилие с целью господства
и воздержания. Многие медики в Европе в настоящее время
придерживаются того мнения, что половое
воздержание, если оно искренне, приносит пользу; ибо
элемент в ретасье, в котором используется половой акт,
переходит тогда в другой элемент, в котором достигается
получение системой (организмом) энергий на ментальном,
витальном и физическом плане, - а это оправдывает индийскую
идею Брахмачарьи о трансформации ретасья в оджас
и подъеме этих энергий вверх, так что они переходят в
духовную силу.
Что касается метода господства, то он не может быть
осуществлен только путем физического воздержания: он
осуществляется в процессе комбинированного отделения и
устранения. Сознание отделяется от полового импульса,
ощущаемого как нечто не принадлежащее ему, как что-то
чужеродное, привнесенное в него силами Природы, с чем
оно отказывается согласиться или ассоциироваться, -
всякий раз определенное побуждение к устранению делает его
все более и более отделенным. Ум сохраняется незатронутым;
спустя некоторое время витальное существо, которое
является главной опорой, устраняется аналогичным образом;
наконец и физическое сознание больше не поддерживает его.
Этот процесс длится до тех пор, пока даже подсознание не
сможет больше пробудить его от сна, и в дальнейшем не будет
больше приходить пробуждений от внешних сил Природы,
чтобы снова разжечь этот низший огонь.
Такова линия поведения, при которой половые наклонности
настойчиво искореняются. Однако находятся люди,
которые могут полностью устранить половое влечение
путем быстрого радикального отхода от его природы. Тем
не менее, это бывает гораздо реже.
Следует указать на то, что полное устранение полового
влечения является одним из самых трудных элементов в
садхане и нужно готовиться к этому, имея достаточно
времени. Однако полное его исчезновение достижимо, и
практическое освобождение, сопровождаемое лишь случающимися
иногда во сне побуждениями из подсознания,-
довольно обычная вещь.
Относительно полового влечения. Не рассматривать его
как нечто греховное и ужасное и одновременно притягательное,
а считать ошибкой, неверным побуждением низшей природы.
Полностью устранять его, не борясь с ним, а
отходя от него, отделяя себя и отказываясь согласиться с
ним. Смотрите на него, как на что-то не принадлежащее
вам, а навязанное вам силами Природы, действующей вне
вас. Откажитесь от всякого согласия на такое навязывание.
Если какая-либо часть вашей витальной сущности соглашается -
настаивайте на том, чтобы эта часть вас отказалась
от такого согласия. Призывайте Божественную Силу помочь
вам преодолеть это согласие и отказаться от него.
Если вы сможете делать это спокойно, настойчиво и с
терпением, то в конце концов ваша внутренняя воля
одержит победу над внешней Природой.
Нет смысла так сильно унывать или создавать такие
фантазии в связи с неудачами на пути Йоги. Это вовсе не
является признаком того, что вы неспособны к Йоге.
Просто это означает, что половое влечение, устраненное
отделами сознания, находит пристанище в подсознании,
вероятно, где-нибудь на низшем витальном и физическом
плане, но скорее всего именно физическое сознание
является тем уровнем, некоторые области которого все еще
не открыты устремлению к Высшему и Свету. Продолжающееся
пребывание во сне того, что устраняется путем
пробуждения сознания - довольно рядовое явление в ходе
садханы.
|