ВВЕДЕНИЕ
Нашему психологическому состоянию обычно присущи
постоянные волнения различной глубины и силы. Среди этих
обычных волнений - страх, беспокойство, депрессии, чувство
неуверенности, тревожность, гнев, ревность, подозрительность
и т.д. Такие волнения считаются "нормальными", пока
удерживаются в определенных рамках. Когда они становятся
чрезмерными, то о человеке говорят, как о "психически
нездоровом". Когда волнения достигают крайних пределов и
заметно выводят человека из строя, считается, что он страдает
психическим заболеванием. Таким образом, психическое
здоровье обычно понимается как отсутствие явных
психологических расстройств.
Все большее число людей, однако, находят такую точку
зрения на душевное здоровье неудовлетворительной по двум
причинам. Во-первых, ясно, что душевное здоровье
заключается в определенных качествах, которые создают
позитивное чувство психического благополучия: покой,
внутреннюю защищенность, уверенность, самообладание и т.д.
Простое отсутствие заметных расстройств не свидетельствует о
психическом здоровье. Во-вторых, люди начинают понимать,
что не только наиболее острые чувства, такие, как тревога,
депрессия, возбуждение и т.п., наносят вред психическому
здоровью. Даже такие мелочи, как постоянная болтливость и
рассеянность ума, навязчивая тяга к различным объектам
желания, повторяющиеся приступы пассивности и т.д., которые
мало кто считает психологическими расстройствами, все чаще
признаются вредными для внутреннего благополучия,
показателями недостатка душевного здоровья.
Таким людям йога может предложить нечто ценное, так как
Йога - это психологическая методика, цель которой
заключается в радикальном изменении сознания, что должно
привести к состоянию неизменного и безусловного покоя,
свободы и радости. Совершенное йогическое состояние
описывается не только как свобода от всех волнений, но и как
защищенность от них в силу своих позитивных качеств.
Любая система психологического лечения основана на
определенной концепции природы человека: что собой
представляет человек, что для человеческой природы есть
норма, что такое нарушение нормы, или патология. Таким
образом, чтобы применять любой метод психологического
лечения, необходимо иметь концепцию человеческой природы и
психических расстройств, на которую метод и опирается. Эта
вводная глава посвящена разъяснению природы человека, его
психологических расстройств и душевного здоровья в свете
Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери. Не усвоив этих
разъяснений, будет трудно понять многое из того, о чем идет
речь в этой книге.
Составные части человеческого существа
Человек - сложное соединение многих различных
элементов. Мы смутно осознаем только поверхностные. Помимо
тела и его ощущений мы до некоторой степени сознаем в себе
разные психологические элементы, - мысли, чувства, желания,
порывы и т.д., которые обычно смешиваются в общую массу и в
таком виде называются "разумом". Однако, с точки зрения
Интегральной Йоги, мы состоим из разных, явно отличных
друг от друга компонентов. Шри Ауробиндо писал об этом так:
"Слово "разум", употребляемое в обычном смысле, имеет в
виду, не различая, сознание в целом, так как человек
ментальное существо и ментализирует все..."
"Каждый аспект нашего существа - ментальный,
витальный, физический - имеет собственное
сознание, отделенное от других, хоть и связанное с
ними взаимодействием, но в бодрствующем
состоянии нашим внешним умом и чувством все они
смешиваются вместе".
Три аспекта человека, указанные выше (ментальная,
витальная и физическая), составляют внешнее существо,
каждый аспект которого имеет свою особую природу и свои
характеристики. Ниже приведено краткое описание каждого из
этих аспектов, сделанное Шри Ауробиндо:
"... в языке этой йоги слова "разум" и "ментал"
употребляются для специального обозначения той
части природы, которая имеет дело с
познавательной способностью и интеллектом, с
понятиями, с ментальными или мысленными
восприятиями, с реакцией мысли на объект, с
подлинно мыслительными движениями и образами,
ментальным видением и волей и т.д., то есть с тем,
что является частью интеллекта. Следует быть
внимательным, чтобы отличить ум от витального,
несмотря на то, что в витальное глубоко проникает
элемент ума. Витальное - это жизненная природа,
состоящая из желаний, ощущений, чувств,
страстей, энергии действия, воли, направленной на
исполнение желания, из реакций души желания
(desire-soul) в человеке и из всего, что относится к
инстинкту обладания и к другим подобным ему
инстинктам - злобы, страха, алчности, похоти и т.д.,
то есть из того, что принадлежит данной области
природы. Ум и витальное перемешаны на
поверхности сознания, но это совершенно
различные силы, и за обычным поверхностным
сознанием их отличия становятся видны,
открывается разница между ними, зная о которой
можно разобраться в этой каше на поверхности."
"Тело... обладает собственным сознанием и
действует, опираясь на него, не имея никакого
отношения к ментальной воле и даже вопреки этой
воле, а наш поверхностный ум почти ничего не
знает о сознании тела, чувствует его только
приблизительно, видит только последствия его
действий, с огромным трудом догадываясь об их
причинах".
"Во многих случаях, например, когда дело касается
здоровья и болезни, во всех автоматических
процессах тело действует само по себе и не
подчиняется разуму. Если оно испытывает
утомление, то может пассивно сопротивляться воле
разума. Оно может затемнять разум тамасом,
инертностью, тупостью, влияниями
подсознательного, не давая ему действовать. Рука,
конечно, поднимется, если получит приказ, но
заставить ноги ходить уже труднее - их надо
учить, чтобы они оставили привычку ползать и
выпрямились так, как это необходимо при ходьбе.
Если вы впервые пытаетесь заставить руку
провести прямую линию или играть на
музыкальном инструменте, она не сможет и не
станет это делать. Ее надо учить, тренировать, пока
она не станет делать то, что требуется,
автоматически. Все это доказывает, что существует
сознание тела, которое может действовать по
приказу разума, но это сознание надо пробудить,
обучить, превратить в хороший и сознательный
инструмент.
(Нужно заметить, что сознание тела - только часть общего
физического сознания, которое распространяется как на
витальное, так и на ментальное.)
Подразделяемые части
Так как различные части организма взаимосвязаны и
воздействуют друг на друга, внутри каждой составной части
образуются подразделы. Помимо чистого ума существует его
часть, взаимодействующая с витальным и называемая:
витальным умом. Существует также часть ума, связанная с
физическим, которая называется физическим умом. Из числа.
этих подразделяемых частей три имеют отношение к предмету
данной книги и будут описаны ниже. Это физический ум,
витальный ум и витальное физическое.
Физический ум - это аспект разума, который близок по
своим характеристикам к физическому сознанию. Среди
главных характеристик физического - инертность, склонность
действовать механически, склонность к повторению,
скованность и беспорядочность движений. Все это отражается-.
в физическом уме, принимая форму ментальной вялости,
неуверенности, нечеткости, рассеянности, механических
реакций на внешние объекты и стереотипного мышления. Та
часть физического ума, что ближе всего к физическому,
называется механическим умом - он действует, как машина,
которая бесконечно вращается вокруг любой возникшей мысли.
Витальный ум испытывает влияние витальных сил и
движений, так что не может мыслить свободно и независимо от
них. Функция витального ума - не мышление и не
рассуждение, а мечты и воображение, связанные с успехом или
с провалом задуманного, радостью или страданием, удачей или
неудачей.
Витальное физическое относится к части физического,
смешанного с витальным. Именно эта область участвует в
нервных реакциях и рефлекторных ощущениях. Она также
является носителем боли.
С точки зрения Интегральной Йоги каждая часть внешнего
существа имеет присущие ей психологические проблемы.
Последующие разделы описывают проблемы, связанные с той
или иной частью человека.
Расстройства, связанные с разумом
Есть мнение, что коренная причина всех психологических
нарушений лежит в природе разума. Специфическая
характеристика ментального сознания заключается в том, что
оно является самосознающим, то есть, может
объективизировать себя. Одна часть разума может отделиться
и наблюдать за остальным, как за объектом. Такая часть
служит как бы зеркалом, отражающим его состояние.
Объективизирующая природа разума объясняет само
осознание психологических проблем. Кроме того, страдание от
любого нарушения усиливается некоторыми свойствами ума,
такими, как память, предчувствия, воображение и присущая
разуму потребность (несмотря на свою по сути неспособность)
понять и найти решение проблем, приведших к расстройству.
В то время как простое осознание через объективизацию
принадлежит собственно разуму, воображаемые страхи,
которые пугают его, исходят из области разума, смешанного с
виталом - витального ума.
Другое проявление витального ума в связи с
психологическими нарушениями можно наблюдать в так
называемых "защитных механизмах", имеющих отношение ко
всем психическим заболеваниям. Защитным механизмом
называют средства, при помощи которых болезненные
переживания, такие, как тревога, стыд и т.д., устраняются с
поверхности сознания. Один из главных защитных механизмов
это рационализация, при помощи которой разум тайно
вступает в сделку с виталом, придумывая благовидные
объяснения и оправдания для импульсов и желаний витала.
Шри Ауробиндо утверждает:
"Витальное формировалось, следуя импульсам, без
рассуждений о какой-либо стратегии. Единственная
стратегия, которую он понимает, - это некоторые
тактические приемы, с помощью каковых он может
достичь желаемого. Это не имеет ничего общего с
голосом разума и мудрости, но любопытно, что по
мере возникновения у человека необходимости
разумно объяснять свои действия, витальный ум
развил собственную стратегию, научился
понуждать разум находить объяснения, причины
для оправдания собственных чувств и порывов".
Еще один пример защитного
механизма - это проекция, при
помощи которой мы пытаемся приписать чувство или мотив
другому человеку, на самом деле не испытывающему этого
чувства и не руководствующемуся этим мотивом. Такое
явление возникает благодаря тому, что познавательные
функции восприятия и суждения у большинства людей
находятся под сильным влиянием витальных чувств и порывов.
По этому поводу Мать заметила:
"Органы чувств испытывают влияние психологического
состояния индивидуума, потому что,
между восприятием глаза и восприятием мозга есть
еще кое-что. Это очень тонкая вещь, мозг
воспринимает зрительные впечатления через
нервы, здесь нет оценки, восприятие, можно
сказать, моментально, но между глазом и клеткой
мозга, которая реагирует и оценивает (восприятие),
существует короткий переход. А как раз оценка в
мозгу и происходит под влиянием чувств.
Незначительная вибрация между тем, что видит
глаз, и тем, что воспринимает мозг, часто искажает
реакцию. И дело совсем не в вере, так как даже
самые искренние люди не знают, что происходит,
даже самые спокойные, не испытывающие никаких
эмоций, оказываются таким образом под влиянием,
не сознавая присутствия этой незначительной
искажающей вибрации.
Только когда вы полностью победили в себе все
симпатии и антипатии, возможна правильная
оценка. Пока существуют вещи, привлекающие или
отталкивающие вас, невозможно точное
функционирование органов чувств".
То, что называется
проекцией, - просто чрезмерное
усиление повседневных искажений нашего восприятия и
наших суждений витальным умом, о котором говорилось в
приведенном выше отрывке.
Менее явные формы нарушений, свойственных разуму,
имеют отношение к тому виду ума, что смешивается с
физическим сознанием, - к так называемому физическому уму.
Механическая и хаотичная активность физического сознания, о
которой говорилось выше, проявляется в непрестанном и
бессвязном движении мысли, которое превращает ум в
настоящий базар, где мысли бродят безо всякого порядка.
Именно с хаотической природой физического ума связаны
его неустойчивость и восприимчивость к воздействию
физических объектов, что во многом определяет способ
мышления большинства людей. Говоря об этой
восприимчивости обычного мышления к внешним факторам,
Мать замечает:
"Каждый считает, что у него есть собственный
образ мыслей. Вовсе нет. Он полностью зависит от
людей, с которыми человек беседует, от
прочитанных книг или от настроения. Образ
мыслей зависит также от состояния пищеварения,
от того, находитесь вы в закрытом помещении без
необходимой вентиляции или на открытом воздухе;
он зависит от того, окружает ли вас прекрасный
ландшафт, и даже от того, светит солнце или идет
дождь! Вы не осознаете этого, но думаете обо всем
совершенно по-разному, находясь в зависимости от
мacсы вещей, до которых вам вроде бы нет
никакого дела!"
Большинство людей, не сознающих хаотичности
физического ума и его неустойчивости, не считают эти
качества ума нарушениями. Только когда обращаешься к
дисциплине, цель которой - успокоение ума и контроль над
умственной активностью, обнаруживаешь наличие этих глубоко
укоренившихся нарушений.
Еще одна характеристика физического сознания, влияющая
на разум, - это его склонность к механическому повторению,
что проявляется в автоматическом повторении мыслей и слов.
Опять-таки, многие либо. не сознают таких повторяющихся
мыслей, либо эти мысли не тревожат их, пока не примут
неприятного характера - например, станут злобными,
постыдными или похотливыми; их навязчивая природа станет
явной, когда вы не сможете остановить их.
Еще одно психологическое нарушение, связанное с
физическим умом, возникает от затемненности физического
сознания, приводя к постоянным сомнениям. В этом случае
также, хотя подобное явление и свойственно самой природе
физического ума, осознаваемым оно становится, только когда '
проявляет себя в навязчивом поведении, например, в
стремлении бесконечно перепроверять, закрыта ли дверь и
выключен ли газ.
К одной из форм сомнения, терзающего физический ум,
приводит его способность колебаться при возникновении
нескольких желаний, влекущих в разные стороны. Когда такие
колебания, становятся чрезмерными и парализуют действие,
они считаются патологическим симптомом. Однако, в более
мягкой форме, нерешительность - нормальная характеристика
для тех, у кого достаточно активен физический ум. Касаясь',
такой черты характера, как нерешительность, Шри Ауробиндо
говорит: "Те, кто не могут сделать выбор, имеют
нерешительность витального происхождения, а это вызывается
обычно чрезмерно активным физическим умом, видящим
слишком много объектов или слишком много аспектов
одновременно".
Из всего сказанного о расстройствах физического ума
становится ясно, что неврозы навязчивости,
характеризующиеся навязчивыми идеями, таким же
поведением, нерешительностью и т.д., главным образом
связаны с работой физического ума.
Расстройства витального происхождения
Витальное, как и разум, имеет определенные, присущие
ему проблемы. Будучи местом пребывания желаний и их
источником, витальное порождает одно из главнейших-
психологических нарушений, хотя лишь очень немногие
способны осознать желание как расстройство. То, что желание
представляет собой расстройство или страдание, хорошо
разъяснено в ответе Матери на вопрос: Откуда возникает
желание?
"Будда сказал, что оно возникает из неведения. Это
более или менее так. В человеке есть нечто,
полагающее, что оно нуждается в чем-то еще чтобы
обрести удовлетворение. Доказательством того, что
это неведение, служит склонность человека,
получившего удовлетворение, больше не стремиться
к объекту желания, по крайней мере, в девяносто
девяти с половиной случаях из ста. Я считаю, что
по своему происхождению - это скрытая
потребность в росте, подобно тому, как у низших
форм жизни любовь превращается в потребность
глотать, поглощать, соединяться с другим объектом.
Это самая примитивная форма любви в низших
формах жизни - брать и поглощать. Ну, а
потребность брать и есть желание. Так что, если мы
обратимся к самым глубинам бессознательного,
можно сказать, что источник желания - это любовь,
Любовь в самой темной и бессознательной форме.
Это потребность в соединении с чем-то,
притяжение, потребность брать.
Например, вы видите нечто, кажущееся вам или
действительно являющееся прекрасным, очень
гармоничным, очень приятным; если вы обладаете
истинным сознанием, вы испытываете радость
созерцания, прикосновения сознания к чему-то
прекрасному, гармоничному, и все. На этом все
заканчивается. Вы обретаете радость от того, что
такая вещь существует. Среди художников часто
встречаются те, кто обладает чувством прекрасного.
Например, художник может видеть прекрасное
создание и наслаждаться созерцанием красоты,
изящества, гармонии движений, и этого достаточно,
этим все и заканчивается. Он совершенно счастлив,
совершенно удовлетворен, потому что видел нечто
прекрасное. Обычное сознание, обычное во всем,
тупое, как и всякое обычное сознание, как только
видит что-то прекрасное, будь то предмет или
человек, хоп! - "Я хочу это!" Это печально, вы
знаете. К тому же, здесь нет даже радости от
красоты, здесь только муки желания. Радость
теряется, ничего не давая взамен, потому что, в
самом желании нет ничего приятного. Вы только
испытываете беспокойство, и все."
Главным в приведенном отрывке является то, что "муки
желания" представляют собой расстройство витального
происхождения. Пoкa господствует витальное сознание, вы
находитесь в "неприятном состоянии" желания, и сохранить
внутренний покой невозможно.
Витальное является источником не только желания, но и
многих других беспокойных чувств. Одним из самых главных
беспокойств витального является страх. Как правила, люди
постоянно испытывают страх, но очень немногие осознают его
постоянное скрытое присутствие. Как пишет Мать:
"Нормальное человеческое состояние исполнено
опасений и страхов; если вы внимательно
понаблюдаете за своим умом в течение десяти
минут, то обнаружите, что девять из десяти минут
он полон страхов - по поводу множества вещей,
больших и маленьких, близких и далеких, видимых
и невидимых, и хоть ваше сознание обычно не
замечает их, это ничего не меняет."
Таким образом, неудивительно,
"выматывающий страх" - самый
психиатрический симптом.
Тесно связаны со страхом и такие серьезные расстройства
витального, как злость и депрессия. Мать об этих двух
чувствах говорит следующее:
"...вы почти постоянно находитесь в обычном
состоянии витального, когда малейшая
неприятность легко и незаметно вводит вас в
депрессию - депрессию, если вы человек слабый,
если же вы человек сильный - вызывает бунт.
Всякое желание, которое не удовлетворено, всякий
порыв, встречающий препятствие, каждый контакт
с внешним, вызывающий неудовольствие, легко и
незаметно вызывает депрессию или бунт, и это
привычное положение вещей."
В то время как депрессия всеми воспринимается как
неприятное и нездоровое состояние, далеко не многие
понимают, что противоположность депрессии, то есть, ярость
(названная в приведенном выше отрывке бунтом), также
представляет собой нарушение. Достаточно рассмотреть
психосоматические последствия ярости, чтобы убедиться в
этом.
Помимо желаний, депрессии и злости, о которых говорилось
выше, существует множество других витальных проявлений,
ведущих к психологическим нарушениям. Одним из таких
проявлений, заслуживающих внимания из-за широкой
распространенности в наше время, является нетерпеливость.
Так как желание, если оно не контролируется ментальной
волей и не погашается противодействующим желанием,
обладает врожденным стремлением к немедленному
удовлетворению, нетерпение можно назвать существенной
чертой витального. Чем сильнее желание, тем сильнее
нетерпение. Именно эта тенденция витального лежит в основе
лихорадочной спешки современной цивилизации и является
одним из главных признаков, характеризующих по Фрейдману
и Розенману поведение типа А, которое, как установили эти
исследователи, играет решающую роль при возникновении
заболеваний коронарных артерий, сердечных болезней и
гипертонии. (В одном из отрывков, содержащихся в данном
сборнике, Мать упоминает об этих "болезнях спешки",
пророчески указывая на последствия, проявляющиеся в
широком распространении в наши дни инфарктов и сердечных
приступов.)
Но не только неприятные чувства, вроде тех, о которых мы
говорили выше, могут приводить к нарушениям. Возбуждение,
вызываемое приятными чувствами, также ведет к
определенным психофизиологическим нарушениям. Интересное
подтверждение этому факту нашли два ученых-медика, Холмс
и Рейх, разработавших Индекс Жизненных Перемен - список,
который дает статистическую оценку различным событиям в
жизни по степени стресса, которому подвергается средний
человек в результате каждого из них. Список включает в себя
не только несчастные случаи: смерть супруга, лишение работы
и тд., но и счастливые события - брак, выдающиеся личные
успехи и др. Любопытно, что список указывает на более
высокую частоту возникновения стрессов у тех, кто находится
в отпуске или празднует Рождество, по сравнению с теми, кто
отбывает наказание за незначительные нарушения закона!
Холмс и Рейх связывают стресс, вызываемый различными
жизненными событиями, с той адаптацией, которой человек
вынужден отвечать на изменения, происходящие в результате
события. Однако основополагающий фактор, нарушающий
гомеостатическое равновесие, безусловно, эмоциональный, и
имеет витальное происхождение.
Эти данные медицинских исследований подтверждают
мнение Интегральной Йоги о том, что страдание присуще
самой природе нетрансформированного витального, и,
следовательно, даже то, что переживается как приятное
возбуждение, ведет к расстройствам.
Что подавление витального приводит к нарушениям,
хорошо известно в психиатрии и в йоге, и на этом нет
необходимости подробно останавливаться. Чего психиатрия не
признает, так это возникновения расстройств в результате
свободного выражения витала. Хотя большинство психиатров и
рекомендует умеренность в удовлетворении желаний, такие
рекомендации основаны на здравом смысле и соображениях
физиологии, но не на психиатрических принципах. Ведь
психиатрия не знает никаких особых психологических
нарушений, возникающих в результате чрезмерного
удовлетворения желаний. А что касается нормального
выражения желаний, то это считается не только совершенно
правильным, но и необходимым для поддержания
психологического здоровья.
Йога, напротив, считает желание само по себе нарушением.
Метапсихология такой точки зрения выражена в следующих
словах Матери:
"Желать - значит, утверждать слабость; требование
чего-либо доказывает отсутствие требуемого.
Желать - значит, быть бессильным; это значит
признать нашу ограниченность и нашу
неспособность преодолеть ее."
Свободная игра желаний может привести к довольно
серьезным нарушениям.
Сущностная болезненность нетрансформированной
витальности отчасти проявляется в мазохистской склонности
погрязать в нарушения, длительное время, цепляясь за них. В
В следующем отрывке из письма Шри Ауробиндо говорит об этой
особенности:
"Такова природа человеческой витальности
склонность хранить любое прикосновение горя,
злобы, раздражения и т.п., или любого рода
эмоциональное, витальное, ментальное нарушение,
преувеличивать его, продлевать его, не давать ему
уйти, возвращать его, даже когда причина
нарушения исчезла и ее следовало бы забыть;
всегда помнить и оживлять его при любой
возможности. - Это распространенная черта
человеческой природы и совершенно обычное
явление".
Расстройства физического происхождения
Наиболее явная черта физического сознания - это
инертность, или Тамас. Индивидуум, в котором преобладает
физическое сознание, медленно реагирует - на возбуждение.
Требуется сильный раздражитель, чтобы вызвать
эмоциональную реакцию в тамасическом человеке. Мать
заметила о таких людях.
"...им всегда нужны новые впечатления, драмы,
убийства, самоубийства и т.п., чтобы вызвать в себе
отклик... Ничто не делает человека более
испорченным и жестоким, чем тамас. Именно эта
потребность в возбуждении, постепенно
расшатывающая организм, заставляет человека
выходить из себя".
Именно по причине инертности физического сознания
воспринимаемое обычным человеком как приятно интенсивный
стимул, для индивида с преимущественно физическим
сознанием оказывается слишком слабым и тусклым. Чтобы
ощутить приятное возбуждение, такой тамасический индивид
нуждается в сильном раздражителе, который на обычного
человека действует неприятно или даже болезненно. Такое
состояние представляет собой психологическое нарушение,
потому что является формой мазохизма - состояние, в котором
индивид находит приятным то, что большинство людей считает
болью. Таким образом, некоторые формы мазохистских
расстройств связаны с физическим сознанием:
Одним из аспектов инерции является пассивность, которая
проявляет себя как слабость воли. Шри Ауробиндо говорит об
этом так:
"Она [слабость воли] - первый результат
нисхождения в физическое сознание или явного его
выхода на поверхность... Физическое сознание
наполнено инерцией - оно не желает двигаться, оно
желает, чтобы им двигали любые силы, такова его
привычка."
"Физическое сознание, или, по, крайней мере,
внешние его области, как я уже говорил, инертны
по своей природе - они стремятся следовать за
любыми силами, которым привыкли подчиняться, а
не действовать по собственной инициативе. Когда
налицо сильное влияние физической инерции или
когда опускаешься в эту область сознания, разум,
как "материальная Природа, испытывает
невозможность волевого действия."
Слабость воли может рассматриваться некоторыми как
категория скорее нравственная, чем явление психопатологии.
Однако мы должны признать, что слабость, воли - это
нарушение протекания волевого акта и как таковое относится к
психопатологии в той же степени, что и расстройства двух
других важнейших психологических функций - мышления и
восприятия.
То, что в психиатрии называют поведенческими
отклонениями, также частично связано с физическим
сознанием, так как сила привычки возникает из инерции и
механического повторения, свойственных ему. Шри Ауробиндо
разъясняет:
"Сила прежних впечатлений в физическом
существе очень велика, потому что сознание было
сотворено, чтобы проявить себя в материи
посредством повторяемых впечатлений - а также
через привычные реакции сознания на эти
впечатления, что, как я думаю, психологи и
называют поведением."
"Физическое является слугой определенных сил,
создающих привычку и управляющих им через
силу привычки. Пока разум не противится, вы не
замечаете рабства; но если разум откажется
соглашаться, вы почувствуете эту зависимость,
силу, движущую вами вопреки воле разума. Сила
очень упорна и повторяет свои действия, пока
привычка, внутренняя привычка, раскрывающаяся
(ao внешнем поступке, не будет уничтожена. Это
напоминает механизм, который, будучи однажды
пущен в ход, вечно повторяет одно и то же
движение."
Как указывалось выше, часть физического,
взаимодействующая с витальным и называющаяся витально-
физической, управляет нервными реакциями. Так как нервная
деятельность вовлечена во все психологические нарушения и в
большинство физиологических тоже, Шри Ауробиндо замечает:
"Оно [витально-физическое] также в значительной степени
ответственно за большую часть расстройств и заболеваний
разума. и тела, которым подвержено физическое существо в
Природе."
Мы еще не упоминали подсознательное - часть человека,
которая с эволюционной точки зрения является более ранней и
более примитивной, чем физическое сознание. Оно включает в
себя те скрытые области ментального, витального и
физического, которые не проявляются в бодрствующем
сознании. Все, что проникает в наше сознание, сохраняется в
подсознательном. Кроме того, все подавленное в сознании,но не
искоренненное, также оказывается в подсознательном.
Следующие отрывки из писем Шри Ауробиндо развивают
сказанное выше о природе подсознательного и касаются
некоторых наиболее серьезных расстройств, связанных с этой
частью организма:
"То в нас, что мы совершенно точно можем
называть подсознательным, поскольку оно ниже
уровня разума и сознательной мысли, примитивное
и темное, охватывает чисто физические и
витальные элементы нашего телесного существа,
нементализированные, не учитываемые разумом, не
контролируемые им в действии. Оно может
включать в себя скрытое и .темное сознание,
действующее, но не воспринимаемое нами,
работающее на уровне клеток и нервов, а также
всей телесной субстанции, регулируя их
жизненный процесс и автоматические реакции. Оно
охватывает также те низшие функции скрытого
чувственного ума, который сильнее проявляется в
животной и растительной жизни."
"Все, переживаемое сознательно, уходит в
подсознание и не только через скрытое запоминание,
но и в виде неясных, однако настойчивых
впечатлений - они могут всплывать в любое время в
виде сновидений, механических повторений
прежних мыслей, в виде ощущений, поступков и
т. д., в виде "комплексов", прорывающихся в каком-
то действии и при каких-то обстоятельствах и
т. д. и т. п. Подсознательное - главная причина
того, что все повторяется, и если происходят
изменения, то только внешние. Именно поэтому
говорят, что - характер изменить невозможно,
поэтому непрестанно возвращается то, от чего,
казалось бы, вы избавились навсегда. Здесь
находятся все семена и санскары ума, витала и
тела... А также все, что подавлено, от чего не
удалось избавиться полностью, попадает туда и
остается в виде семени, готового ожить и прорасти
в любое мгновение".
"Это известный закон психологии - все, подавленное
сознательным умом, остается в подсознательном и
возникает вновь либо в бодрствующем состоянии,
когда снят контроль, либо во сне. Сам по себе
ментальный . контроль не может ничего полностью
устранить из человеческого существа.
Подсознательное обычного человека включает в
себя большую часть его витального, его физического
ума, а также скрытого сознания тела."
"Прочная привычка к повторному возникновению
одних и тех же явлений в нашем физическом
сознании, из-за которой от них трудно избавиться,
в значительной степени вызвана поддержкой
подсознательного. Подсознание наполнено
иррациональными привычками."
"...говоря о подсознательном, мы подразумеваем ту
скрытую часть нашего существа, в которой нет
бодрствующего сознания и связного мышления,
воли или чувства, нет организованных реакций, но
которая, тем не менее, . неявно воспринимает
впечатления от всех явлений и хранит их в себе, а
также все виды побуждений, устойчивых и
привычных реакций, примитивно повторяющихся
или принимающих странные формы", в которых они
могут прорываться в сновидение или в
бодрствующее состояние. Ведь если эти
впечатления воскресают по большей части в
сновидении несвязным и беспорядочным образом,
то они могут проникать и проникают в наше
бодрствующее сознание в виде механического
повторения старых мыслей, старых ментальных,
витальных и физических привычек или в виде
неясных стимулов к ощущениям, действиям,
эмоциям, которые не имеют источника в нашем
сознательном мышлении или воле и часто
оказываются даже противоположными по
отношению к сознательному пониманию, выбору и
велению разума. В подсознательном находится
темный механизм, полный Санскар, от которых
трудно избавиться, впечатлений, ассоциаций,
закрепившихся представлений, привычных
реакций, сформировавшихся в прошлом, здесь
темный витал, наполненный семенами привычных
желаний, чувств, нервных реакций, здесь
находится самая темная материя, которая
управляет состоянием нашего тела в значительно
большей степени, чем следовало бы. Именно
подсознательное в основном несет ответственность
за наши болезни: хронические или повторно
возникающие заболевания развиваются, безусловно,
благодаря воздействию подсознательного и его
упорной привычке к повторению, его памяти обо
всем, что оставило след в сознании тела."
Менее явными расстройствами, связанными с
подсознательным, являются результаты пренатальных
воздействий родителей на ребенка, Состояние сознания
родителей в момент зачатия считается в психологии йоги
мощным фактором, обусловливающим физические,
интеллектуальные и характерологические дефекты и
недостатки, которые могут проявиться у ребенка. Отвечая на
вопрос, не возникла ли порочность, наблюдаемая у некоторых
детей, от того, что родители не хотели иметь ребенка, Мать
категорически утверждает наличие подсознательного
воздействия родителей на новорожденного. Она говорит:
"Возможно, это резульат подсознательной
порочности родителей. Говорят, что люди
избавляются от своих пороков, воплощая их в
детях. В каждом есть своя собственная Тень. Есть
люди, проецирующие ее наружу - это никак не
освобождает от нее, однако их и это устраивает!
Хотя именно они "награждают" ею ребенка, разве
не ясно? Совершенно очевидно, что состояние
сознания, в котором находятся родители (в момент
зачатия) имеет основополагающее значение. Если у
них грубые и низкие мысли, дети обязательно
отразят их в себе. И все эти дети - плохо развитые,
плохо воспитанные, неполноценные (особенно с
точки зрения умственных способностей, где им
многого не достает), дети полусознательные,
полусформировавшиеся - рождаются из-за пороков
в состоянии сознания у родителей, когда
совершалось зачатие. Так же, как состояние
сознания в последние мгновения жизни имеет
решающее значение для будущей судьбы
умирающего, сознание родителей в момент зачатия
накладывает своего рода отпечаток на ребенка, и он
вынужден носить его всю жизнь. Так что, такие,
казалось бы, незначительные вещи - настроение
момента, мгновенный подъем или упадок, все, что
происходит в данный отрезок времени (кажется,
что это совсем неважно, но влечет за собой
огромные последствия) - приводят в мир
неполноценного или порочного ребенка, в конечном
итоге - несчастного. А люди не осознают этого.
"Потом, когда ребенок начинает вести себя
отвратительно, они бранят его. Им следовало бы
ругать себя в первую очередь: "В каком ужасном
состоянии я, должно быть, находился, когда зачал
этого ребенка!" Потому что все дело в этом."
Из предыдущих описаний различных психологических расстройств ясно, что с точки зрения Интегральной Йоги психическое здоровье заключается в том состоянии сознания, где вы свободны от беспокойных влияний физического, витального, ментального и подсознательного. Для этого требуется обнаружить в своем "я" то, что не является ни физическим, ни витальным, ни ментальным, и поддерживать с ним контакт. Интегральная Йога признает существование компонентов нашего "я" под или над внешними проявлениями разума, витального и телесного. Особенно важной в Интегральной Йоге является та область, которая называется психическим существом. Так как слово "психический" обычно используется в различных значениях, мы приводим ниже слова Шри Ауробиндо, разъясняющие употребление этого термина в Интегральной Йоге.
"Слово психический используется в английском языке для называния всего, что отличается от внешнего разума, жизни и тела, или находится глубже их, оно также указывает на все оккультное или супрафизическое; но такое употребление ведет к путанице и к ошибкам, и мы должны полностью отказаться от него."
"В терминологии йоги под психическим имеется в виду элемент души в природе, чистый дух или частица божества, которая стоит за разумом, жизнью и телом (это не эго), но которую мы осознаем весьма смутно. Это часть Божества, вечно сохраняющаяся при переходе из одной жизни в другую и накапливающая жизненный опыт при помощи своих внешних инструментов. По мере накопления этот опыт начинает проявляться в развивающейся психической личности, которая всегда стремится к добру, истине и красоте, пока в конце концов не окажется достаточно сильной и готовой обратить свою природу к Божеству. Она (личность) тогда сможет продвинуться вперед, прорвав ментальные, витальные и физические экраны, управлять инстинктами и трансформировать природу. Природа больше не вынуждает действовать душу, напротив, Душа, Пуруша заставляет природу исполнять свои требования."
"Слово душа в английском языке имеет весьма расплывчатый смысл, этим словом часто обозначается все нефизическое сознание, включая и витальное с его желаниями и страстями. Вот почему следует термин "психическое существо" употреблять таким образом, чтобы различать божественное от инструментальной части природы".
"Душа - искра Божественного Духа, которая поддерживает существование индивидуальной природы; разум, жизнь, тело - инструменты для проявления внешней природы. У большинства людей душа скрыта за покровами действующей внешней природы; они принимают витальное существо за душу, потому что именно оно оживляет и заставляет двигаться тело. Но это витальное существо состоит из желаний и исполняющих сил, добрых и злых. Это душа желаний [desire-soul], а не истинная душа. Когда же истинная душа (психе) выходит на передний план и начинает влиять на действия инструментальной природы, а затем и управлять ими, человек побеждает желания витального и превращается в часть божественной природы".
Как указано выше, психика скрыта за внешней природой разума, жизни и тела.. Однако, психика оказывает постоянное, хоть и непрямое влияние на внешнее существо. Есть, краткие моменты или более длительные периоды в жизни большинства из нас, когда мы находимся под усиленным влиянием психики. В эти моменты или периоды мы испытываем определенное состояние внутреннего комфорта, переживаемое в разное время по-разному - как чувство покоя, веры, радости, силы, любви, вдохновения или просто доброго отношения ко всему. Критерием такого состояния психологического благополучия, каковое возникает от контакта с собственной психикой и обязано своим происхождением не просто "хорошему самочувствию", является независимость психического состояния от внешних условий - приятного окружения, хорошего здоровья и т.д. Наоборот, это состояние часто возникает вопреки неблагоприятным внешним условиям. Вот как описывает Мать состояние психического здоровья, говоря о том, какими поначалу бывают люди, приехавшие жить в Ашрам Шри Ауробиндо.
Она говорит:
"Некоторые из них приезжают под влиянием ментального вдохновения, либо для служения, либо для учебы; другие приезжают в надежде заняться йогой, найти Божество и слиться с Ним; наконец, есть те, кто желает посвятить себя полностью божественной работе на земле. Их всех заставило прийти психическое существо, чья цель - вести человека к самореализации. Они пришли под влиянием психики, вышедшей на передний план и управляющей их сознанием; у них есть психический контакт с людьми и предметами. Все кажется им прекрасным и добрым, их здоровье крепнет, их сознание становится более озаренным; они ощущают счастье, покой и благополучие; они считают, что достигли предела возможностей своего сознания. Этот покой, полнота и радость даются им психическим контактом, который у них естественным образом возникает повсюду, во всем и со всеми. Это приводит к открытости истинному сознанию, царствующему здесь и сказывающемуся на всем. Пока есть эта открытость, сохраняются мир, покой и радость вместе со своими непосредственными результатами, прогрессом, здоровьем и выносливостью физического, покоем и доброжелательностью витального, ясным пониманием и широтой ума, и общим чувством благополучия и удовлетворенности."
Приведенный выше отрывок описывает, что с точки зрения Интегральной Йоги следует считать состоянием "психического здоровья". В описанном состоянии можно отметить две вещи. Во-первых, состояние психологического благополучия описано в рамках физического ("здоровье и выносливость физического"), витального ("покой и доброжелательность витала") и ментального ("ясное понимание и широта ума"), а также как всеохватывающее чувство внутреннего комфорта ("общее чувство благополучия и удовлетворенности"). Во-вторых, такое состояние психического здоровья объясняется выходом психики на передний план и тем, что она управляет сознанием, создавая "психическую связь с людьми и предметами"..
Квинтэссенция психического здоровья, с точки зрения Интегральной Йоги, заключается в изменении сознания, в переходе из состояния, где правит в основном внешнее сознание физического, витального или ментального, к тому, что в большей и большей степени отражает внутреннее, или высшее сознание. Только через такое изменение сознания можно освободиться от психологических проблем, присущих, как говорилось выше, обычному физическому, витальному и ментальному сознанию, в котором мы находимся большую часть жизни. По Интегральной Йоге наиболее предпочтительным считается изменение сознания в плане его "психизации", когда разум, витальное и физическое подпадают под воздействие психики. Такое изменение может происходить постепенно, если эта задача - раскрытие самого сокровенного вещества - становится в нашей жизни самой главной. Перед тем, как раскрыть свое глубинное существо, человек обычно входит в контакт с областями, что лежат между внутренним и внешним. Такая связь с промежуточными уровнями, называемыми в Интегральной Йоге сублиминальными (т.е. лежащими за пределом обычного восприятия - прим. перев.) или внутренними областями существа, освобождает человека от беспокойств внешнего сознания. Но лишь через психизацию можно не только полностью избавиться от тревог, но и трансформировать внешнее сознание так, чтобы исчезли все нарушения и воцарилось неизменное состояние психического здоровья.
Задача этой книги, составленной из трудов Шри Ауробиндо и Матери, - представить читателю некоторые принципы и методы Интегральной Йоги для устранения психических нарушений и достижения положительного душевного здоровья. Читатель, для которого собраны здесь эти фрагменты, вовсе не обязан заниматься йогой, ему достаточно быть просто открытым йогическим целям. Так что, методы йоги, приемлемые только для тех, кто ею занимается, сюда не включены. Однако некоторые выдержки имеют прямое отношение к практическим методам йоги.
Как указывалось на предыдущих страницах, йога Шри Ауробиндо различает психологические нарушения согласно тому, к какой части или к какому плану существа они относятся. Так что, фрагменты этого сборника расположены в разделах, посвященных различным планам существа, подобно тому, как они рассматриваются в йоге Шри Ауробиндо.
Многие методы и принципы Интегральной Йоги имеют отношение ко всей природе и могут применяться в случае нарушений в любой области. Таким общим методам и принципам посвящен отдельный раздел в начале книги. Тот же раздел включает в себя методы и принципы, не только избавляющие от расстройств, но и способствующие общему здоровью организма. Последний раздел, озаглавленный "Развитие и владение собой: упражнения", также посвящен методам достижения активного психического здоровья.
|