К ЧИТАТЕЛЯМ
Дорогие друзья!
Если вы не знакомы с работами Шри Ауробиндо и Матери,
мы предлагаем вам два
небольших произведения последователя их идей
Сатпрема, которые приглашают вас заглянуть в
Смысл человека, в его Прошлое и Будущее.
Используя необычайно образный и лаконичный язык,
Сатпрем как бы кристаллизует в
этих произведениях смысл работы первопроходцев эволюции.
Для тех же, кто уже знаком с упомянутыми
авторами, эта брошюра, возможно, поможет
соединить воедино и осмыслить прочитанное
ранее.
В брошюре приведены также краткие
биографии Шри Ауробиндо, Матери и Сатпрема -
исследователей Человека после Человека.
Дорогие друзья, выпуская эту брошюру,
мы думали и о том, что она станет своеобразной
весточкой от преемников Института
Эволюционных Исследований "Савитри", который,
опубликовав переводы на русский язык
книги Сатпрема
"Шри Ауробиндо или Путешествие Сознания"
и брошюры, в которую вошли
работы Шри Ауробиндо: "Час Бога", "Иога и ее
цели" "Мать" "Мысли и Озарения", к 1992
году прекратил свое существование. Мы
приносим большие извинения за письма,
оставшиеся без ответа в связи с этим.
В настоящее время Мишлин Этевенон,
являющаяся, по распоряжению Сатпрема,
одновременно Президентом Института Эволюционных
Исследований в Париже и Ответственной
за деятельность филиалов этого Института
в Европе, создала в России официально зарегистрированное,
Акционерное Общество закрытого типа
"Издательство МИРРА" (Мирра — это
детское имя Матери), которое и продолжает
теперь прерванную работу Института "Савитри".
Мы преследуем прежнюю цель — открыть
доступ читателей к работам Шри Ауробиндо,
Матери, Сатпрема и в первой половине 1995 г.
планируем издание книги Сатпрема "Разум
Клеток". Мы по-прежнему стараемся придерживаться
принципа качества переводов, а не их
количества, ибо считаем, что в произведениях
такого рода форма и содержание очень
тесно связаны между собой.
В издательстве имеется библиотека с
книгами Шри Ауробиндо, Матери и Сатпрема на
французском и английском языках, а также
кассеты с беседами Матери и Сатпрема,
вошедшими в "Агенду Матери", на французском
языке. Планируется показ видеофильмов —
интервью с участием Сатпрема, раскрывающих
смысл работы Шри Ауробиндо и Матери. Часть
книг упомянутых авторов была также передана
нами в дар Публичной Библиотеке
им.Салтыкова-Щедрина и библиотеке французского
лингвистического института "Alliance Francaise"
( Мойка,20).
Если у Вас возникли вопросы, пожелания
и предложения, если Вас заинтересовала наша
библиотека, или если Вы хотели бы прислать
заявку на книгу Сатпрема "Разум клеток", мы
будем очень рады ждать от вас писем по
адресу:
Россия, 191186, Санкт-Петербург, а/я 105,
и если вы не забудете написать свой обратный
адрес и телефон, мы незамедлительно установим с
вами контакт.
ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ
Это "обращение к молодежи" было написано на французском
языке для итальянского телевидения. Автор
"Путешествия Сознания" (Париж, 1964)
обращается к студентам, к тем, кто хочет изменить будущее совершенно новыми
средствами. Потому что, в действительности, если мы
хотим создать новый мир, то не годится использовать для
этого старые способы. Ни насилие, ни непротивление
здесь не помогут. Необходимо нечто иное.
Настало время Великого Смысла.
Мы глядим направо, налево, создаем
теории, реформируем Церкви, изобретаем
супер-машины и выходим на улицу, чтобы
разрушить Механизм, который нас душит — мы
бьемся в крошечных смыслах. Когда земной
корабль идет ко дну, разве важно для его
пассажиров справа или слева они окажутся,
под черным или под красным знаменем, или под
небесно-голубым? Наши Церкви уже погибли:
они перестраивают свой прах. Наши отечества
нас обременяют, машины нас уничтожают, школы
душат, а мы продолжаем изобретать новые
машины, надеясь избавиться от Механизма. Мы
летаем на Луну, но до сих пор не знаем
нашего собственного сердца, так же как и
нашего земного предназначения. Мы хотим
улучшить существование, но сейчас не время
для этого — разве улучшают то, что уже
прогнило? Настало время ИНОГО. А иное вовсе
не означает переделанное старое.
Так как же быть?
Нам проповедуют насилие или непротивление,
но это лишь два лица одной и той же
лжи, "да" и "нет" одного и того же бессилия.
Святоши оказались совершенно несостоятельными,
другие же жаждут власти, но какой
власти? Власти государственных людей? Мы собираемся
драться, чтобы завладеть ключами от
тюрьмы, или чтобы построить другую тюрьму?
Или же мы действительно хотим выбраться из
своего заточения? Власть не вылетает с порохом
из ружей, так же как и свобода не выходит
из чрева умерших. Но вот уже ЗО миллионов
лет как мы стоим на трупах, войнах и
революциях — мы варимся в этом соку. Может
быть, пора уже, основываясь на чем-то другом,
отыскать, наконец, ключи к Истинной
Власти?
Итак, нужно всмотреться в Великий Смысл.
Он говорит нам о том, что мы родились уже
так много миллионов лет назад! Мы были молекулой,
геном, кусочком подвижной плазмы — и
мы сотворили динозавра, краба, обезьяну. И
если бы наш взгляд остановился на середине
пути, то мы смогли бы с полным основанием
(!) назвать павиана венцом творения, утверждая,
что лучше уже ничего нельзя придумать.
Разве что немного улучшить наши обезьяньи
способности и создать Единое Королевство Обезьян.
И, может быть, сегодня мы совершаем ту же ошибку
в наших бетонных лесах.
Мы поставили невероятные средства на службу
микроскопическим сознаниям и изобрели блистательные
хитрости в угоду посредственности.
Но неужели современный человек с поголовной степенью бакалавра и посудомоечной
машиной — действительно цель миллионов лет
усилий?
Великий Смысл, Истинный Смысл говорит
нам, что человек — не венец эволюции. И нас
удовлетворит вовсе не триумф современного
человека и не расширение способностей ученогo
гнома, но появление другого человека на
земле, другой расы.
Шри Ауробиндо говорил, что человек
это "переходное существо". Мы в самом центре
этого перехода и от этого трещит повсюду: в
Биафре, в Израиле, в Китае, на Бульваре
Сен-Мишель.
Человеку плохо в своей коже.
И Великий Смысл, Истинный Смысл говорит
нам, что единственное, что нужно сделать -
это начать искать секрет перехода, "великого
перехода" к новому существу (как однажды был
найден переход от обезьяны к человеку), нужно
сотрудничать с нашей собственной эволюцией,
вместо того, чтобы гоняться по кругу
и, захватывая ложные власти, править ложной
жизнью.
Но где рычаг Превращения?
Он внутри.
Есть внутреннее Сознание, внутренняя
Власть, та, которая проростала в динозавре,
в крабе, в обезьяне и в человеке, та, которая
продолжает свой путь вперед и стремится
еще дальше, облачаясь во все более"совершенную
форму по мере того, как улучшаются ее
инструменты, та, которая ТВОРИТ свою собственную форму.
Если мы ухватим рычаг этой
Власти, она, став двигателем Преобразования,
создаст себе новую форму. И вместо того,
чтобы позволять эволюции развиваться самой
сквозь тысячелетия бесплодных, мучительных
усилий, напрасных смертей и ложных, ничего
не изменяющих революций, вместо этого мы можем
сконцентрировать ее — мы можем стать
сознательными творцами Нового Существа.
Поистине, настало время Великого Путешествия.
Мир замкнут на себе, и нет больше
приключений снаружи: на Луну летают только
роботы, наши границы повсюду охраняются, в
Риме или в Рангуне одни и те же слуги большого
Механизма наблюдают за нами, штампуют
наши паспорта, контролируют наши мысли и
шарят в наших карманах — нет больше приключений
снаружи! Приключение — внутри: там
Свобода, пространство и трансформация нашего
мира властью Сознания. Потому что, на самом
деле, эта высочайшая, всемогущая, управляющая
эволюцией Власть, скрытое Сознание, растущее
для своего проявления на Земле, существовало
в нас всегда. И если есть вера,
если мы хотим этой высшей Власти, если есть
мужество войти в собственное сердце, то тогда
ничего невозможного нет, потому что Бог
в нас.
Пондишери
27 июня 1969г. Сатпрем
ШРИ АУРОБИНДО
И БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ
Этот текст был написан для индийского радио
по случаю столетия со дня рождения Шри Ауробиндо.
Временами, великая странствующая мысль
видит еще не пришедшие эпохи и, овладевая
нескончаемым потоком Силы, низвергает на
землю мощное видение, которое подобно власти
воплощения того, что ею увидено. Мир — это
видение, становящееся действительностью. Его
прошлое и настоящее — не результат развития
темного ростка, поднимающегося из глубины
времен, или медленного накопления отложений,
мало по малу формирующих нас, заточая и душа
при этом. Мир — это, скорее, результат мощного
золотого притяжения Будущего, которое
вытягивает нас помимо нашей воли, как солнце,
вытягивает цветок лотоса из грязи, и обращает
нас к славе более великой, которую ни
наша грязь, ни наши усилия, ни триумфы настоящего
не могли ни предвидеть ни создать.
Шри Ауробиндо — это тот самый взгляд,
та самая власть Будущего, стремительно низвергающегося
в настоящее. Он видел; и то,
что ему удалось увидеть, будет воплощаться
веками, и миллионы людей, сами того не
ведая, примутся искать едва уловимый трепет,
уже охвативший всю атмосферу Земли.
Так, из века в век появляются среди нас
Великие, чтобы приоткрыть какую-то очень
важную грань Истины в гробнице прошлого. И
они, в действительности, являются великими
разрушителями этих гробниц, они приходят с
мечом Знания и разбивают в прах наши хрупкие
империи.
В этом году мы собираемся отмечать
столетие со дня рождения Шри Ауробиндо — он
едва известен горстке людей. Однако, его имя
будет звучать и тогда, когда наши сегодняшние
или вчерашние большие люди будут погребены
под своими собственными развалинами.
Его творчество изучается философами, восхваляется
поэтами; обсуждаются его социологические
взгляды, его йогу, но Шри Ауробиндо
это живое Действие, Слово, превращающееся в
действительность. И за тысячью обстоятельствами,
которые, кажется, повседневно разрывают
нашу землю и рушат ее структуры, мы могли
бы угадать первый напор Силы, которую он
пробудил. Еще в начале этого века, когда
Индия боролась против британского господства,
Шри Ауробиндо писал: "Необходимо не
просто восстание против британской империи,
но восстание против всемирной Природы в
целом".
Итак, проблема фундаментальна. Речь
идет не о том, чтобы привнести в мир новую
философию, новые идеи или так называемые
откровения и не о том, чтобы придать
"тюрьме" более сносный вид или снабдить
человека возможностями, день ото дня все
более фантастическими. Вооруженный микроскопами
и телескопами, гном человека останется
гномом, страдающим и немощным. Мы запускаем
ракеты на Луну, но мы не знаем собственного
сердца. Речь идет о том, говорил Шри
Ауробиндо, чтобы "создать новую физическую
природу, которая станет обителью супраментального
существа в новой эволюции".
Так как, в действительности, говорил он, "не
только несовершенство человека — не последнее
слово Природы, но и его совершенство
не последнее, на что способен Разум". За
этими кажущимися пределами ментальный человек,
каким мы являемся, открывает себе возможность
перехода к другому существу, которое
возглавит эволюцию, также как однажды
человек возглавил эволюцию обезьян. "Если
животное, говорил Шри Ауробиндо, — это живая
лаборатория, в которой Природа сформировала
человека, то сам человек также может быть
живой и мыслящей лабораторией, в которой,
при сознательном сотрудничестве, Природа
создаст человека после человека — Бога." И
Шри Ауробиндо сказал нам как сотворить это
иное супраментальное существо — и не только
сказал, но реализовал, открыл дорогу в будущее,
спустил на землю эволюционный ритм,
новую вибрацию, которая займет место ментальной
вибрации, также как некогда мысль
явилась растормошить неповоротливую животную
косность. И мы обретем, наконец, силу, чтобы
разрушить стены нашей человеческой тюрьмы.
Они уже трещат, эти стены.
"Конец какого-либо
эволюционного этапа, предсказывал
Шри Ауробиндо, обычно проявляется в мощном
извержении всего, что должно быть отброшено
эволюцией". Этот сильный взрыв всех старых
форм мы наблюдаем повсюду — границы, церкви,
законы, моральные устои рушатся со всех
сторон. И это происходит не от того, что мы
злы, аморальны, нерелигиозны, и не потому,
что мы недостаточно рассудительны, недостаточно
умны, недостаточно человечны, а потому,
что мы перестали быть человеками! Пришел
конец устаревшему механизму, и мы переходим
к ИНОМУ. Землю охватил не моральный, а
"эволюционный кризис". Мы не на пути к
к лучшему миру, также как и не на пути к
худшему; вошедшие в процесс МУТАЦИИ, мы на
пути к миру, настолько радикально отличающемуся
от нашего, насколько мир человека отличался
от мира обезьян или мира третичного
периода. Мы войдем в новую эру, в пятиричный
супраментальный период.
Мы уезжаем из своих стран, мы блуждаем
по дорогам, проводим время в поисках наркотиков
и приключений, тут устраиваем забастовки,
там — реформы и новые революции, но
на самом деле ничто из этого не является
причиной наших действий. Мы ищем, сами не
зная об этом, новое существо и участвуем в
революции* человека.
Шри Ауробиндо дает нам ключ. Возможно,
мы с трудом понимаем смысл нашей собственной
революции, потому что нам хочется продлить
существующее, очистить его, усовершенствовать,
возвысить. Но обезЬяна, будучи уже
захвачена обезьяньей революцией, ведущей к
созданию человека, совершала, может быть, ту
же ошибку, мечтая сотворить супер-обезьяну,
которая умела бы лучше лазить по деревьям,
лучше охотиться, быстрее бегать, которая
обладала бы большей ловкостью и хитростью.
Ведь и мы, вместе с Ницше, хотели создать
"сверхчеловека", который был бы всего-
навсего супер-человеком; или супер-святого -
идеал спиритуалистов, — наделенного большей
добродетелью и большей мудростью. Но мы способны
сотворить только человеческую добродетель
и человеческую мудрость! Даже достигшие
своего высшего выражения, они будут все еще
прежней позолоченной бедностью, славной
оборотной стороной нашей неизменной нищеты:
"Постчеловечество, говорил Шри Ауробиндо,
зто не человек, достигший своего природного
зенита, зто не высшая степень человеческого
величия, человеческого знания, силы, ума,
воли... гения .. святости, любви, чистоты
или совершенства." Это ИНОЕ, иная вибрация
бытия, иное сознание.
Но если зто сознание находится не на
вершинах человеческого, то в чем нам его искать?..
Может быть, просто в том, что мы
более всего отрицали с тех пор, как вошли в
ментальный цикл — то есть в теле. Это наша
база, наша эволюционная основа, наш древний
корень, к которому мы все время возвращаемся,
и который мучительно напоминает нам о
себе, заставляя страдать, стареть, умирать.
"Само несовершенство, утверждал Шри
Ауробиндо, таит в себе стремление к совершенству
более высокому и более полному. Оно
содержит предельное конечное, которое, однако,
стремится к Высшему Бесконечному. Бог
скрыт в грязи... но сам факт этого заточения
внушает необходимость пробить брешь в тюрем-
ных стенах". Именно там [в теле] еще не
излеченное древнее Зло, еще не измененный
корень, темная матрица нашей нищеты, едва
отличающаяся от той, какой она была во времена
лемуров. Именно эта физическая субстанция
нуждается в изменении, без которого она
стряхнет с себя одно за другим все человеческие
или сверхчеловеческие ухищрения,
которые мы захотим к ней приделать. Тело,
его физическая клеточная субстанция, содержит
в себе "всемогущие силы", немое сознание,
во власти которого весь свет и вся
бесконечность, также как и ментальные и
духовные необъятности. И не будь Повелителя
вселенных в одной малюсенькой клеточке, его
не было бы нигде, так как в действительности
все Божественно. Нужно раскрошить эту темную
первозданную клеточную тюрьму, и пока мы не
сделаем этого, мы будем продолжать тщетно
вращаться по золотым или железным кругам
нашего ментального заточения. "Так-называемые
абсолютные законы Природы, говорил Шри
Ауробиндо, — не что иное, как баланс, установленный
Природой, борозда, в которой она
привыкла работать, чтобы достичь определенных
результатов. Но если вы измените сознание,
борозда также неизбежно переменится.
Таково новое Путешествие, к которому
нас призывает Шри Ауробиндо, путешествие в
неизвестное человека. Хотим мы этого или
нет, вся земля переходит на новую борозду
так почему бы не захотеть? Почему бы не
принять сознательное участие в этом, никогда
еще не предпринимавшемся нами путешествии, в
нашей собственной эволюции, вместо того,
чтобы тысячу раз повторять старую историю,
вместо того, чтобы гоняться за искусственными
раями, которые никогда не утолят нашей
жажды, или за раями потусторонними, которые
оставляют землю гнить вместе с нашими телами.
"Зачем начинать, если это для того,
чтобы уйти! — писала Мать, которая продолжи-
ла работу Шри Ауробиндо. Зачем нужно было
столько бороться, столько страдать, создавать
что-то, что, по крайней мере, в своем
внешнем проявлении выглядит так трагично и
драматично, если это всего-навсего для того,
чтобы научить нас все оставить — лучше было
бы не начинать!.. Эволюция — не извилистая
тропинка, по которой возвращаются немного
побитыми в точку отправления; она, напротив,
для того, чтобы постичь совершенство творчества
радости бытия, красоты бытия, его
величия, могущества высшей жизни и есть
вечное, неизменно прогрессирующее развитие
этой радости, этой красоты, этого величия.
Тогда все имеет смысл".
Тело, это невежественное вьючное животное,
в котором мы живем, — экспериментальное
поле йоги Шри Ауробиндо, которая есть йога
земли в целом, так как нетрудно понять, что
если одно единственное существо в миллионной
гуще наших страданий сумеет воспользоваться
рычагом эволюции, мутацией грядущей эпохи,
земля совершенно изменит свой лик, и все
наши так-называемые возможности, которые мы
восхваляем сегодня, окажутся детскими игрушками
перед сиянием всемогущего разума, воплощенного
в теле. Шри Ауробиндо говорил нам,
что это возможно; и не только, что это возможно,
но что это произойдет. Это уже происходит.
И все зависит, быть может, не столько
от отчаянных усилий человека на преодоление
своих пределов, сколько от призыва, от сознательного
крика земли, обращенного к новому существу,
которого она уже носит в себе.
Все уже здесь, в наших сердцах, — высший
Источник, который есть высшая Власть. Нужно
только призвать ее в наш бетонный лес, нужно,
чтобы мы поняли смысл нашего существования,
нужно, чтобы крик земли, размноженный
миллионами людей, которые не могут больше
так жить и хотят выбраться из своей тюрьмы,
создал трещину, откуда хлынет новая вибрация.
И тогда все законы, на вид неотвратимые,
которые держали нас в наследственной и
научной борозде, рухнут перед Радостью
"детей с солнечными глазами".
"Ничего не ждите от смерти, говорила
Мать, ваше спасение — в жизни. Именно в ней
нужно измениться. Именно на земле мы продвигаемся,
именно на земле мы осуществляем.
Именно в теле одерживается Победа".
"И не позволяй людской осторожности
нашептывать на ухо, говорил Шри Ауробиндо,
ибо пришло время непредвиденного".
Пондишери
9 декабря 1971, Сатпрем.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ
ШРИ АУРОБИНДО (1872-1950)
Шри Ауробиндо родился 15 августа 1872
года в Калькутте, в семье провинциального
доктора. В 7 лет он, по воле отца, отправляется для
"серьезной учебы" в Англию. На 13
лет он окунется в западую культуру, которая,
впрочем, вознаградит сполна его академические
способности. В 1893 году, в возрасте
20 лет Шри Ауробиндо возвращается в родную
страну с дипломом Кембриджского Университета.
Его отца к тому времени уже не будет в
живых, а политическая и социальная ситуация
в оккупированной англичанами Индии глубоко
поразит Шри Ауробиндо своей несправедливостью.
В течение нескольких лет он будет,
служить на посту особого секретаря махараджи
Бароды а также профессора английского языка
и лектора по французскому в Бародском колледже
(где он станет заместителем ректора).
Затем Шри Ауробиндо уезжает в Калькутту,
чтобы посвятить себя политической борьбе,
которой горело его сердце. Параллельно он
начинает и свой внутренний поиск, но не для
того, чтобы спастись в высших сферах, а чтобы
обрести действенную силу в своей революционной
деятельности против английских оккупантов.
Вскоре после того, как Шри Ауробиндо
окажется во главе ежедневной газеты "Банды
Матарам" (что означает "Приветствуем Мать
Индии") и Экстремистской Партии Конгресса,
он будет схвачен и посажен на год в тюрьму,
подозреваемый за участие в покушении на британского
магистрата. Этот год насильственной
изоляции поможет ему обрести сознание того,
что оккупация его страны иностранной державой —
лишь частная грань проблемы, несоизмеримо
более обширной проблемы пробразования
человеческой природы: "Необходимо не просто
восстание против всемирной Природы в целом",
напишет он. Оправданный, но преследуемый
английской полицией, Шри Ауробиндо вынужден
будет скрыться на французской территории в
Пондишери, куда он прибудет в 1910 году. Там
он начнет свою истинную работу по "нисхождению"
в клеточный разум к корню проблемы человечества.
При этом он неустанно будет
пытаться обьяснить нескольким, собравшимся
вокруг него (в его "ашраме") ученикам в чем
собственно заключалась его работа, но без
видимого успеха. В 1950 году, Шри Ауробиндо
оставит свое тело, завещав Матери продолжение работы.
МАТЬ (1878-1973)
В 1914 году, во время своей поездки в
Пондишери, Мать впервые встретит Шри
Ауробиндо. Окончательно она останется возле
него только в 1920 году, после путешествия в
Японию и Китай. Мать или Мирра Альфасса родилась
в 1878 году в Париже. Отец ее был родом из
Турции, а мать — египтянка. Еще маленькой
девочкой Мирра испытывала странные
переживания прошлого и, возможно, будущего:
перед тем как увидеть Шри Ауробиндо наяву в
Пондишери, она увидела его во сне, когда ей
было 10 лет. Математик, художник и пианист,
она дружила с Густавом Моро, Роденом, Монэ.
Мать станет супругой художника, с которым
впоследствии разведется, выйдя замуж за философа.
Его она и будет сопровождать в
поездке в Пондишери. Тридцать лет она прожи-
вет подле Шри Ауробиндо, а затем, после его
ухода примет на себя руководство Ашрамом, к
тому времени разросшимся и, казалось,
вобравшим в себя все оппозиционные силы зем-
ли. Она целиком погрузится в "йогу клеток",
чтобы открыть "Великий Переход" к следующему
за человеком виду. Это целая история, запечатленная в
"Агенде Матери" ее доверенным
Сатпремом. В 1968 году в нескольких километрах
от Пондишери Мать создаст город
Ауровиль, как "лабораторию новой эволюции" •
CATПPEM (1923-2007)
Сатпрем родился в Париже в 1923 году.
Свое детство он провел в Бретани, посвящая
все свободное время путешествиям под парусами
вдоль побережья. По словам самого
Сатпрема, "жил одним морем". Во время Второй
мировой войны, стал участником французского
Сопротивления, был схвачен гестапо и заключен
в концлагерь. После полутора лет, проведенных
в Бухенвальде и Маутхаузене был освобожден
в 1945 году. Не ощущая никакой
реальности во всем, что окружало его в
послевоенные годы, не видя смысла ни в
семье, ни в карьере, ни в бизнесе, он
отправляется путешествовать. Сначала в Египет,
а затем в Индию, где впервые увидел Шри
Ауробиндо, но не остался в его ашраме,
"поскольку, — говорил Сатпрем, любые стены
казались мне тюрьмой". Он уезжает в Южную
Америку, проводит зрелый год в джунглях Гвианы.
Затем отправляется в Бразилию, а оттуда
— в Африку. В 1953 году он вернулся в Индию
и стал нищенствующим саньясином (бродячим
монахом), практикующим тантризм. Встреча с
Матерью в корне изменила его жизнь, и с 1954
года он останется рядом с нею, став ее свидетелем
и доверенным, день за днем записывая
ее опыты, которые впоследствии составят удивительную
"Агенду Матери" (документ ее исследования в 13 томах).
После ухода Матери
Сатпрем вынужден будет покинуть Ашрам, который
был не в состоянии принять революцию человека, содержащуюся в Агенде. В течение не
одного года он будет отчаянно бороться за ее
издание во Франции. После многих лет, посвященных
литературной деятельности и попытке
деятельности и попытке об яснить революцию, которую представляют для человеческого вида Шри Ауробиндо и Мать, Сатпрем живет сейчас в уединении, не поддерживая активных социальных контактов, полностью отдавшись практической реализации открытий Шри Ауробиндо и Матери.
|