Главная Интегральная йога Астрология Оккультизм Библиотека Общение

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Список работ Шри Ауробиндо
Словарь терминов

СКАЧАТЬ КНИГИ


ШРИ АУРОБИНДО


«Интегральная йога»
«Синтез Йоги»
«Мать»
«Человеческий цикл»
«Супраментальное проявление»
«Техника медитации»
«Практическое руководство* »
«Час Бога*»
«Савитри»
«Йогическая садхана*»
«Основы Йоги*»
«Жизнь Божественная»
«В глубинах сознания*»
«Идеал человеческого единства»
«Избранные сонеты»
«Письма о йоге»
«Духовное возрождение»
«Основы Индийской культуры»

МАТЬ


«Солнечная тропа»
«Психическое существо»
«Беседы Матери* »
«Воспитание личности»
«В глубинах сознания*»
«Йога о здоровье и исцелении»
«На пути к бессмертию»

САТПРЕМ


«Путешествие сознания*»
«Великий Смысл*»
«На пути к сверхчеловечеству»
«Разум клеток»
«Жизнь без смерти»
«Мутация Смерти»
«Бунт Земли»
«Гринго»
«Легенда Будущего»
«АГЕНДА МАТЕРИ»
«Заметки Апокалипсиса»





СОДЕРЖАНИЕ

  • Предисловие к английскому изданию

    Глава 1

  • Значение и природа психического существа
  • Что подразумевается под психическим существом
  • Атман, Дживатман и Психическое
  • Психоментальное, психовитальное, психофизическое
  • Двойная душа
  • Природа психического существа
  • Психическое и духовное
  • Эмоция и любовь — витальное и психическое
  • Знание — ментальное и психическое

    Глава 2

  • Роль, назначение и действие психического
  • Назначение психического
  • Влияние и действие психического
  • Руководство по жизни
  • Психическое существо — объединяющий центр

    Глава 3

  • Рост и развитие психического
  • Эволюция и психическое
  • Процесс психического роста и развития

    Глава 4

  • Психическое существо и садхана
  • Три ступени постижения "я" и тройная трансформация
  • Начало осознания психического существа
  • Психическое существо и превращение
  • Психическое изменение — первая необходимость
  • Проявление психического во внешнем сознании
  • Солнечный путь психически го существа

    Глава 5

  • Жизнь после смерти и перевоплощение
  • Процесс перевоплощения
  • Что сохраняется и перевоплощается после смерти
  • Психический выбор и условия перевоплощения
  • Память о прошлых жизнях

    Глава 6

  • Еще о психическом существе

Что подразумевается под психическим существом

Я называю психическим сокровенное душевное существо и его природу. Не в таком значении пользуются этим словом в разговорном языке, употребляя его в другом, менее определенном и широком смысле, включая в него самые разные понятия; при этом недооценивается истинная природа души. Психическими окрестили все явления ненормального, сверхнормального или оккультного характера; если у человека проявляется двойственность личности, если какие-то части витальной оболочки или мысле-форма умирающего человека появляются в комнате его друга, если полтергейст поднимает в доме невиданный кавардак — все это расценивается как психические явления и считается подходящим объектом для психического исследования, хотя подобные вещи не имеют ни малейшего отношения к психическому. Даже в самой Йоге многое из того, что является просто оккультным, относится к невидимым глазом явлениям — витального или ментального, либо тонкого физического плана, видения, символы, зачастую иллюзорные и призрачные и принадлежащие совершенно другой сфере, находящейся между душой и ее поверхностными инструментами, — весь хаос промежуточной зоны классифицируется как психическое и считается низшей и сомнительной областью духовного раскрытия. Кроме того, постоянно путают ментализированное желание- душу, являющуюся порождением витального побуждения человека, его жизненной силы, ищущей своего исполнения, и истинную душу, являющуюся искрой Божественного Огня, частью Божественного. Поскольку душа, психическое существо использует разум, витальное и тело в качестве инструментов для роста, развития и приобретения опыта, сами она начинает казаться некой амальгамой или субстратом разума и жизни. Но если в Йоге мы примем всю эту хаотическую массу за вещество души и ее движение, то попадем в такую неразбериху, из которой никогда не выберемся. Все это относится только к внешним покровам души; душа сама по себе — это внутренняя божественность, превосходящая разум, жизнь или тело, то есть то, что может избавиться от темноты своих же инструментов и сразу же установить прямой контакт с Божественным, с "истинным я" и духом.
Шри Ауробиндо

В йоге под психическим понимается элемент души в природе, чистая "психея" или божественный центр, расположенный за разумом, жизнью и телом (не эго). Однако мы лишь смутно осознаем этот центр. Это — часть Божественного; она не изменяется от жизни к жизни и лишь приобретает жизненный опыт через свои внешние инструменты. По мере накопления опыта эта часть Божественного проявляет развивающуюся психическую индивидуальность, которая всегда настойчиво утверждает добро, истину и прекрасное, и в конечном счете становится готовой и достаточно сильной для обращения природы к Божественному. Тогда психическое существо сможет полностью выступить вперед, прорываясь сквозь ментальный, витальный и физический покровы, сможет управлять инстинктами и преобразовывать природу. Природа перестанет навязывать себя душе, а душа, Пуруша, установит свою власть над природой.
Шри Ауробиндо

Люди не понимают, что я подразумеваю под психическим существом, поскольку слово "психическое" использовалось для обозначения любых проявлений внутреннего ментального, внутреннего витального или внутреннего физического, либо чего-либо ненормального или оккультного, либо даже для обозначения более тонких движений внешнего существа; оккультные явления также часто называют психическими. И нет отчетливого понимания различия между этими составляющими частями человеческого существа. Даже в Индии было утрачено древнее знание Упанишад, делающее между ними различие. Дживатман, психическое существо ( Пуруша Антаратман), Маномайя Пуруша, Пранамайя Пуруша — все смешано вместе.
Шри Ауробиндо

Наше психическое — это то, что приходит прямо из Божественного и непосредственно с ним связано. По своему происхождению психическое — это ядро, насыщенное божественными возможностями, поддерживающее низшее тройное проявление разума, жизни и: тела. Этот божественный элемент присущ всем живым существам, но остается скрытым за обычным сознанием и поначалу не развит; даже когда лизированными, совершенствуются в ходе многих земных жизней и формируют психическое существо. Когда психическое существо полностью сформировалось, оно начинает сознательно воспринимать душу и проявлять ее в совершенстве.
Мать

Душа и психическое существо это одно и то же или нет?

Все зависит от того, какой смысл вы придаете этим словам. В большинстве религий и, наверное, в большинстве философских систем "душой" называют витальное существо, ибо говорят "душа покидает тело", тогда как именно витальное существо оставляет тело. Говорят о "спасении души", об "испорченных душах", "очищении души"... но все это применимо к витальному существу, ибо психическое существо не нуждается в том, чтобы его спасали! Оно не разделяет ошибок внешней личности и свободно от всех реакций.
Мать

Следует различать сущность души и психическое существо. Душа — искра Божественного — есть во всем и каждом, ничто не могло бы существовать без нее. Но вполне можно иметь витальное и физическое существо без явно выраженного психического существа. Поэтому нельзя утверждать, что дикарь лишен души или где-то ее нет.
Внутреннее существо состоит из внутреннего ментального, внутреннего витального и внутреннего физического — но это не психическое существо. Психическое — это сокровенное су- щество, в корне отличающееся от них. Зачастую словом "психическое" пользуются, чтобы обозначить то, что отличается от внешнего разума, жизни и тела и лежит глубже них, а также для обозначения всего оккультного или супрафизического, но это вносит путаницу, поэтому такое употребление совершенно не годится в йоге. В разговорной речи мы можем иногда использовать слово "психическое" в неточном общеупотребительном смысле, или в поэзии, не связанной интеллектуальной точностью, мы можем говорить о душе как о чем-то обычном и более внешнем, или имея в виду истинное психическое. Психическое существо затмевается поверхностными движениями и выражает себя, насколько это возможно, через внешние инструменты, которыми управляют не столько внутренние влияния психического, сколько внешние силы. Но это не означает, что внешние инструменты полностью отделены от души. Душа находится в теле точно так же, как разум или витальное — но тело, ею занимаемое, это не столько грубая физическая структура, сколько тонкое тело. Когда спадает грубая оболочка тела, витальная и ментальная оболочки все еще остаются проводниками души до тех пор, пока также не растворятся.
Душа растения или животного вполне пробуждена, только средства ее выражения не так развиты, как у человека. В животном и растении есть многое из того, что является психическим. В форме растения развивается только витально-физическое, поэтому психи- ческое не может выразить себя; животное имеет витальный разум и менее сковано в выражении, но его сознание и внутренний опыт ограничены, так что психическое существо обладает менее развитым сознанием и опытом по сравнению c тем, который есть или возможен у человека. Тем не менее животные имеют душу и могу с готовностью откликаться на психическое человеке.
Конечно же, привидение — это не душа. Это либо человек, явившийся в витальном теле, либо часть его витальности, захваченная некоторой витальной силой или сущностью. Витальная часть обычно живет еще какое-то время после смерти тела, а затем уходит на витальный план, где и остается до тех пор, пока не растворится витальная оболочка. После этого психическое переходит в ментальную оболочку, если она развита, и проходит вместе с ней в ментальный мир и, наконец, психическое покидает свою ментальную оболочку и идет к месту отдыха. Если ментальное сильно развить, то ментальная часть может сохраниться; это также относится и к витальному, при условия что обе эти части организованы и объединены истинно психическим существом — тогда они могут разделить бессмертие психического. В противном случае психическое, вобрав в себя опыт разума и жизни, вступает в состояние вечного покоя.
Шри Ауробиндо

Термин "центральное существо" в нашей йоге обычно применяется к той части Божественного в нас, которая поддерживает все остальное и не подвержена смерти и рождению. Центральное существо имеет две формы: Дживатман над головой, наше истинное существо, которое мы начинаем осознавать с приходом высшего знания, и психическое существо, стоящее за разумом, телом и жизнью. Дживатман находится выше проявленной жизни и контролирует ее; психическое существо стоит за проявленной жизнью и поддерживает ее. Психическому существу естественно чувствовать себя Ребенком, Сыном Бога, Бхактой; оно — часть Божественного, единосущное ему, но в динамике проявления всегда существует различие даже при полной идентичности. Дживатман, напротив, пребывает в сути и может отождествиться с Божественным; но и он, когда руководит динамикой проявления, все же осознает себя лишь одним из центров множественного Божества, не Парамешварой. Об этом различии нужно помнить; так как в противном случае, даже из-за самого незначительного витального эгоизма, можно возомнить себя Аватаром или потерять внутреннее равновесие, подобно Хридайе в отношении Рамакришны.
Шри Ауробиндо

Дух есть Атман, Брахман, Божественная Суть. Когда Единое Божественное проявляет присущие ему многообразие и множественность, "самосущее Я" или Атман становится в этом проявлении центральным существом, которое берет руководство над эволюцией воплощенных личностей и земных жизней, оставаясь при этом вечной частью Божественного, предшествующей земному проявлению — пара пракpити дживабхута (para prakrtir j ivabhuta) . В нижнем проявлении, апара пракрити (apara prakrti), эта вечная часть божественного выступает в виде души, искры Божественного Огня, поддерживающей индивидуальную эволюцию, ментальное, витальное и физическое существо. Психическое существо — это искра, вырастающая в Пламя, эволюционирующая с ростом сознания. Психическое существо поэтому эволюционно, в отличие от Дживатмана, который вне эволюции.
Но человек не осознает "истинное я" или Дживатмана, он знает только свое эго или осознает ментальное существо, контролирующее жизнь и тело. Однако человеку доступно более глубокое осознание — осознание своей души или психического существа как истинного центра, Пуруши сердца; психическое — это центральное существо эволюции, оно происходит из Дживатмана, вечной части Божественного, и представляет его. В полном сознании Дживатман и психическое существо едины.
Шри Ауробиндо

Душа, представитель центрального существа, это искра Божественного, поддерживающая все индивидуальное существование в Природе; психическое существо — это сознательная форма души, растущая в процессе эволюции...
Шри Ауробиндо


LightRay ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека