КНИЖНАЯ ПОЛКА
СКАЧАТЬ КНИГИ
|
Шри Ауробиндо
ОСНОВЫ ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержание
- I. Считать ли Индию цивилизованной страной?
- II. Критикрационалист об индийской культуре
- III. В защиту индийской культуры
Религия и духовность
Индийское искусство
Индийская литература
Устройство жизни в Индии
- IV. Индийская культура и влияния извне
- Примечания
Цитаты из книги.
Религия и духовность.
Я дал очерк индийской идеи под углом зрения интеллектуальной
критики, потому что это позиция, на которой стоят критики, пытающиеся принизить ее ценность. Я показал,
что даже под этим чуждым углом зрения индийскую культуру все равно
придется признать творением духа свободного и благородного.
Вдохновляемая возвышенным принципом, освещенная поразительной
и возвышающей мыслью об индивидуальной человеческой сущности,
ее силе и потенциальном совершенстве, соединенная с просторным
зданием социальной структуры, она была обогащена не только
могучим философским, интеллектуальным и художественным творчеством,
но и великой, животворящей и плодоносной жизненной энергией.
Но все это, само по себе, еще не дает адекватного представления
о ее духе и величии. Можно описать подобным образом цивилизации
Греции или Рима, упустив мало что существенного в них, индийская
же цивилизация была не только великой культурной системой,
но и мощнейшим религиозным усилием духа человеческого.
Суть различий между культурами Индии и Европы заключается
в духовной цели, которую ставит перед собой индийская цивилизация.
Эта цель и придает направление богатейшему многообразию форм
и ритмов, которые составляют уникальную особенность культуры
Индии. Ибо даже то в ней, что является общим с другими культурами,
от этого направления приобретает поразительную оригинальность
и единственное в своем роде величие. Духовная устремленность есть
направляющая сила этой культуры, суть ее мысли, ее главная страсть.
Она не только сделала из духовности главную цель жизни, она еще пыталась,
насколько это было возможно в условиях прошлой жизни человечества,
обратить всю жизнь в направлении духовного. Но поскольку
религия есть первейшая присущая уму человеческому, пускай и несовершенная,
форма духовного побуждения, то верховенство духовной
идеи и попытка подчинить этой идее всю жизнь потребовали, чтобы
мысль и действие обрели религиозный облик, чтобы все жизненные
обстоятельства прониклись религиозным чувством — то есть потребовали
всеохватной религиозно-философской культуры. На самом деле
высшая духовность парит в свободном, безграничном пространстве,
гораздо выше начальной стадии поисков, направляемой религиозными
формами и догмами; подлинная духовность с трудом выносит эти
ограничения и, даже приняв их, все равно выходит за их пределы, ибо
живет опытом, недоступным формально религиозному уму. Но человек
не сразу достигает этого высочайшего внутреннего подъема, и если
от него потребовать, чтобы он быстро достиг его, то он не достигнет
его никогда. Ему поначалу нужны крепкие подмости, ступени для
подъема, он требует строительных лесов в виде догм, богослужений,
образов, знаков, форм, символов, некоторого самопотворства, допущения
смешанных мотиваций, на которые он может опереться, возводя в себе храм духа.
Только после того, как храм выстроен, можно
убрать подмости и снять леса. Религиозная культура, которая сейчас
известна под именем индуизма, не только достигла этой цели, но, в отличие от
некоторых других религий с символом веры, знала, зачем это
делается. Она обходилась без имени, потому что не очерчивала сектантских
границ, не домогалась единообразия, не устанавливала единую непререкаемую
догму, не пролагала одну единственную узенькую
дорожку к вратам спасения и была не столько верой или культом,
сколько постоянно растущей традицией устремления человеческого
духа к Божественной сути. Колоссальная, многосторонняя, многоэтапная
система духовного строительства, открытия человеком себя,
она имела некоторое право называться тем единственным именем, которое знала,
вечной религией, санатана дхарма. Только обладая ясным
и верным представлением об ощущении и духе индийской религии,
можно понять истинные чувства и дух индийской культуры.
Но тут возникает первая из трудностей, о которые постоянно спотыкается
ум европейца: он не в состоянии понять, что же такое индийская религия.
В чем, спрашивает он, ее душа? В чем ее ум и сформулированная мысль?
Где формы ее тела? Что это за религия, у которой нет
жестких догм, требующих веры под страхом вечного проклятия, нет
теологических постулатов, даже ясной теологии нет, нет символа веры,
который отличал бы ее от антагонистических или соперничающих религий?
Как может существовать религия, не имея духовного главы, органов
управления, церкви или системы конгрегации, религиозных
форм, обязательных для всех верующих, администрации или дисциплины?
Ибо индусские жрецы это просто священнослужители, выполняющие обряды,
не обладающие ни экклезиастической властью,
ни правом карать, а пандиты — просто толкователи Шастр, не религиозные
законодатели, не князья церкви. И опять-таки, как может индуизм
называться религией, если он допускает любые убеждения, вплоть
до далеко идущего атеизма и агностицизма, если он допускает
всяческий возможный духовный опыт, всякого рода религиозные эксперименты?
Единственное, что тут ясно, четко, нерушимо, позитивно, —
это социальные законы, но даже и в них существуют варианты для
различных каст, регионов и общин. Правит не Церковь, а кастовая
система, но каста тоже не может покарать человека за его убеждения,
запретить ересь, помешать ему следовать новому революционному
учению или новому духовному лидеру. Если каста изгоняет перешедших
в христианство или в ислам, то причина не в их вере или религиозной
практике, а в том, что они порывают с социальными установлениями и
порядком. В результате было заявлено, что такой вещи, как
индусская религия, вообще нет на свете, а есть индусская социальная
система с целым букетом несовместимых между собой религиозных
верований и институтов. Бесценное заявление, что индуизм есть
скопище фольклора, чуть прикрытое хилой метафизикой, является,
пожалуй, окончательным выводом поверхностного западного ума.
|